29.03.2024 13:36

USD

EUR

Казань

Казанский режиссер Регина Саттарова: «В России два героя – Емеля с печи и Волк из "Ну, погоди!"»

Культура 17:06, 07.12.2017

Что такое современная русская пьеса, как разбираться в драматургии и почему зрителю сегодня подают мат, чернуху и разврат зачастую в качестве главного блюда? Накануне в творческой лаборатории «Угол» основатель Пакет-театра, казанский режиссер Регина Саттарова рассказала о том, кто сложилась нынешняя театральная система, есть ли в этом виноватые и, очевидно, что делать

Во всем виноват Станиславский

По мнению режиссера, это действительно так. В том, что мы сейчас наблюдаем на сцене Регина Саттарова винит один случай, который произошел с Константином Сергеевичем.  Когда Станиславский готовился к постановке пьесы Горького “На дне”, он понял, что мало знает о людях, жизнь которых описывал писатель. Поэтому он решил обратиться к опытному в этом плане Владимиру Гиляровскому, тогда он уже написал свою известную книгу «Москва и москвичи», описывающую традиции, быт и нравы местных жителей.

Вместе приятели пошли в кабак, сели за столик и журналист, который к тому времени успел понять, чем и как живет москвич и, шире, житель России, начал читать другу лекции, в это время вокруг кипела совершенно чудовищная ночная жизнь, ходили сумасшедшие старухи, пьяные мужчины и другие обитатели "темного мира".

К друзьям подошел один из таких персонажей и начал тянуться к керосиновой лампе. Журналист тут же вскочил, умело схватил в руки табуретку, замахнулся на несчастного и произнес ругательство, которое никому из присутствующих даже не было известно. Человек смирно поставил лампу на место и ушел. Тогда явно пораженный случившимся Станиславский спросил:

- А что произошло, он ведь просто хотел взять лампу?

Гиляровский спокойно объяснил приятелю, что его только что чуть не убили. Обитатели кабака затушив лампу, хотели устроить аристократам темную, ограбить их и убить.

Саттарова считает, что именно этот момент, когда русский режиссер вдруг сам вошел в реальность, начал ее наблюдать так тонко и подробно, как это делал Константин Сергеевич, является отправной точкой в тот мир драматургии, который живет в России сегодня.

По мнению режиссера, большое влияние на современную пьесу также оказал русский писатель, которого просто нельзя не упомянуть, когда мы говорим о гении Станиславского. Конечно, речь идет о Чехове.

«Если бы Станиславский не смог подобрать ключ к Чеховской “Чайке”, мы бы сегодня имели совсем другую театральную историю. Без Чехова не было бы Станиславского, а без Станиславского Чехова», - отмечает Саттарова.

Чехов начал уделять внимание не внешним обстоятельствам, а внутренним состояниям героя. Эксперт называет драматургию Чехова шаром, подразумевая, что его пьесы можно раскручивать в любую сторону, именно поэтому произведения писателя будут ставить всегда.

Саттарова объясняет также это тем, что в творчестве Антона Павловича есть само дыхание жизни. Не жизни отдельного человека, не жизни персонажа, не жизни общества, а жизни - вообще. Его конфликты не на уровне бытовой реальности, а на уровне метафизики. Поэтому мы так смело называем Чехова гением, а его произведения классикой.

Режиссер доказала свои слова слушателям. Сначала отрывок из “Чайки” прочитали зрители из зала, после мы посмотрели тот же отрывок, поставленный в театре «Ленком», а после казанцы взглянули на короткий фрагмент спектакля в интерпретации режиссера Юрия Бутусова.

Все три раза звучал Чехов и все три раза он звучал совершенно по-разному. В первом случае казанские зрители, которые на пару минут стали актерами, вложили в сцену свои эмоции, во второй версии чувствуется уважение к автору, профессиональная игра актерского состава, а в третьем просто какие-то ребята танцуют, и с первого взгляда зрителю вообще ничего непонятно. Но все это Чехов, и кажется, что ставить его можно действительно бесконечно.

Новейшая драматургия. Вырыпаев, Емеля и Волк

По мнению режиссера, родоначальниками новейшей драматургии стали Николай Коляда и Людмила Петрушевская. Именно они и привели к нам низового героя.

Кто это такой? Это асоциальный элемент. Почему они выбирали именно такой персонаж, почему нам показывают бомжа, алкоголика, проститутку? Почему эти люди стали в центре событий? Регина Саттарова объясняет: герой для нас – это персонаж, который борется со сложившимися обстоятельствами. Повседневный герой ни с чем не сражается.

Вот мы с вами, с чем мы сегодня боремся? С коммунальными счетами, с пробками на дорогах или ценами на молоко? А вот низовой герой, так или иначе, из точки тьмы постепенно может выбраться, рассуждает режиссёр и продолжает: "Значит вот он бой, с самим собой, с людьми вокруг, с возможными вариантами будущего".

По словам спикера, сейчас все занимаются поиском нового персонажа, но никто его не может найти. Режиссер отмечает, что в России всегда было два основных героя – Емеля с печи и Волк из мультика “Ну, погоди!”. Так сложились обстоятельства, хочется нам на них смотреть. А какой у них способ борьбы с обстоятельствами? Один их просто игнорирует, другой хочет съесть зайца, курит все время, но для нас он классный все равно.

Уже в 2008 году произошел драматургический слом, рассказывает Регина Саттарова. Появились четыре знаковые пьесы: “Кислород” Ивана Вырыпаева, “Жизнь удалась”  Виктора Мережко, “Наташина мечта” Ярослава Пулинович и “Пластилин” Кирилла Серебренникова.

С этих времен в драматургии появился новый театральный язык и новые формы.

Именно поиском нового языка занимается Иван Вырыпаев. По словам Саттаровой, это очень важно, ведь современные пьесы просто невозможно поставить старыми методами. В знак доказательства казанские зрители посмотрели отрывок из концерта-спектакля «Сахар».

«Сахар» — это спектакль-концерт, у которого нет сюжета. В нем есть общая идея и семь актеров, они честно рассказывают нам о своих буднях. Кто-то в постановке понимает, что такое дом, любовь и настоящее. Кто-то ничего не понимает, просто рассказывает о своих отношениях, например. «Сахар» не похож на новую драму, здесь нет темноты, нет сложности понимания. Напротив, вся постановка искрится светлой энергией, которую рождают понятные мысли простых героев и музыка.

Экстремальные пьесы, современное сознание. Чернуха, мат и разврат

Когда мы читаем Чехова, или Вырыпаева, мы понимаем, о чем идет речь. Но когда мы сталкиваемся с экстремальной пьесой, нам может показаться, что в ней нет фабулы, нет ярко-выраженного героя, идеи, конфликта и нет ничего вообще. Хотя, по словам Саттаровой, хороший современный текст внутри себя имеет все перечисленное.

А шаблон экстремальной драматургии – чернуха, мат и девиантный герой. Но такой театральный язык уже не интересует зрителя, нас просто возмущает девиантное поведение героя и девиантные социальные отношения. Мы устали от темноты. И непонятно с чем это связано.

Саттарова делает ставку в том числе на то, что у нас меняется сознание. Мы стали воспринимать информацию быстрее. Например, настоящий продукт массового сознания – реклама. В 50-ых годах в Германии рекламировали соду, используя двухминутный ролик, в котором к самой рекламе продукта нас подводят медленно и осторожно. А в России сегодня для рекламы пельменей используют 30 секундный ролик, в котором полуфабрикаты нам подсовывают сразу и очень очевидно.

В завершение вечера Регина Саттарова прочитала зрителям современную пьесу, которая состоит всего из одной математической формулы, а после показала то, как ее поставили в одном театре, каждую букву формулы присвоив одному человеку. Условно говоря, x - это тот, кто пришел на постановку в красном, а y – в зеленом. Каждой букве соответствовало какое-то определенное движение. В результате в зале сложилась невероятная коммуникация, зрители были творцами, артистами и самими собой одновременно.

По словам режиссера, пьеса - это то, что имеет структуру и энергию, больше она может ничего не иметь. Поэтому Саттарова призывает творить и писать, потому что писать пьесы можно, какие угодно и как угодно, главное, чтобы это было от сердца.

Каролина Фасхиева

Фото автора

Читайте также: Театральный критик Алексей Киселев: «Гитлер мог бы стать стендапером, но он выбрал другой путь»

алексей киселёв

 

Новости партнеров