20.04.2024 04:50

USD

EUR

Казань

«Русские евреи» в Татарстане. Как Леонид Парфенов в кино рассказал казанцам о судьбе советского еврейства

Культура 19:17, 17.04.2017

На днях в Казани прошел эксклюзивный показ документального фильма «Русские евреи. Фильм второй. 1918-1948». Это продолжение прошлогодней работы тележурналиста Леонида Парфенова, в которой он рассказывал о судьбе народа Израилева на Руси. О том, почему фильм стоит посмотреть, но вряд ли получится – в материале «Казань24»

сталин

От автора

Документальные фильмы в России не принято смотреть в кинотеатрах. Однако на днях у казанцев появилась уникальная возможность увидеть на большом экране вторую часть трилогии Леонида Парфенова о русских евреях. Для непосвященных краткий ликбез: популярнейший в 90-х годах тележурналист Парфенов с прошлого года в увлекательной форме пытается рассказать соотечественникам о жизни еврейского народа в России.

В первом фильме речь шла о Древнерусском государстве, Московии и Российской империи, во втором – о трагическом 30-летии в истории СССР – с 1918 по 1948 годы. Итак, в этот раз Парфенов повествует о роли евреев в Гражданской войне, Первой мировой войне, политической борьбе в молодом Советском государстве, Индустриализации, Коллективизации, Большом терроре и конечно же в Великой Отечественной войне.

фильм

«…Евреи, евреи, кругом одни евреи…»

Строчка из песни Аркадия Северного процитирована нами не случайно. Одним из главных посылов фильма, который лежит на поверхности, заключается в том, что в Советской России евреев было очень и очень много. К примеру, автор утверждает, что после фактического присоединения к Советскому Союзу части Польши, Финляндии, стран Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины по пакту Молотова-Риббентропа евреи стали четвёртым по численности народом в СССР после русских, украинцев и белорусов. Однако переход из количества в качество произошел сразу же после Великой Октябрьской революции.

Из фильма Парфенова может показаться, будто в молодом советском государстве евреи заняли множество руководящих постов, но это далеко не так. Первый Совет народных комиссаров (по сути правительство СССР) состоял из 18 человек, из которых лишь Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) был евреем. К слову, жизни Троцкого Парфенов уделяет довольно много внимания в фильме, откровенно демонизируя его личность мощным потоком визуальных образов. Кроме того, суммарно во всех народных комиссариатах в период с 1917 по 1924 годы состояли всего 8 евреев, или 11% от общего числа всех руководителей наркоматов.

евреи

А ещё у неискушенного историческими знаниями зрителя может сложиться впечатление, что в бедах русского народа того времени виноваты, помимо Троцкого, исключительно Лев Каменев и Яков Свердлов, которые поочередно в течение двух лет – с 1917 по 1919 годы – занимали должность председателей Всероссийского центрального исполнительного комитета.

Стояла ли у Парфенова цель обличить евреев во всех бедах революции? Безусловно, нет, и это понятно из второй части фильма, которая посвящена деятельности евреев в культуре, науке, искусстве и спорте. Однако из-за крайне агрессивной визуальной риторики в адрес Троцкого, Каменева и Свердлова всё кажется с точностью до наоборот - и небезосновательно. Как говорится в известном еврейском анекдоте: «Ложечки нашлись, а осадок остался».

EvCT7CQi6zk

В показанном казанцам фильме Парфенов в «лучших» советских традициях реабилитирует народ Израилев, рассказывая о том, какую роль он сыграл в становлении Советского нематериального наследия. Журналист подробно рассказывает о любовных похождениях музы авангардных поэтов Лили Брик, посвящает большой и очень красочный визуальный пассаж творчеству великого художника Марка Шагала, вспоминает о гениях кино Сергее Эйзенштейне («Броненосец Потемкин») и Дзиге Вертове («Человек с киноаппаратом»), отце-основателе советской публицистики и журнала «Огонёк» Михаиле Кольцове (урожденный Фридлянд), выдающимся писателе Исааке Бабеле, народном артисте СССР Леониде Утёсове (урожденный Вайсбейн), гениальных фотомастерах Моисее Наппельбауме и Аркадии Шайхете, незаурядных композиторах Матвее Блантере и Исааке Дуневском, писателе Ильи Ильфе (тот, что с Евгением Петровым «Золотого телёнка» написал) и о многих других сынах и дочерях еврейского народа, чьи произведения искусства по сей день живут в сознании россиян и являются источниками вдохновения для новых творцов.

Финал картины посвящен трагическим страницам Великой Отечественной войны. Здесь Парфенов рассказывает о дикторе Юрии Левитане, советском генерале Семёне Кривошейне (именно он с генералом Гейнцем Гудерианом принимал знаменитый совместный парад Вермахата и Красной Армии в Бресте) и многих других.

kyYrssDApzE

Немного о грустном

Безусловно полезный для ума, яркий, захватывающий и дорогостоящий документальный фильм Парфенова пришли посмотреть в кинотеатр всего несколько десятков человек. Зрители были разные – студенты, люди среднего возраста, пенсионеры….

Фильм демонстрировался лишь один день, а премьера его прошла ещё 23 марта. Согласно информации на сайте «Кинопоиск», сейчас работу журналиста не демонстрирует ни один кинотеатр страны, увидеть его в Сети тоже не удастся. С момента премьеры «Русских евреев» увидели чуть более 6 тысяч человек, в прокате удалось собрать смешные 38,3 тыс. долларов. Достоин ли такого скромного внимания зрителей фильм Леонида Парфенова? Полагаем, что нет: он достоин куда большего.

Парфенов сделал очень качественный с визуальной точки зрения медиапродукт, который в той или иной степени помогает современному зрителю разобраться с извечным еврейским вопросом. Однако увидело фильм столь ничтожное количество людей, что напрашивается вопрос - а стоила ли игра свеч? Возможно, об этом будет смысл порассуждать, когда фильм выложат на бесплатные видеохостинги,

Владимир Павлов

Фото: скриншоты трейлера фильма

Новости партнеров