22.11.2024 19:07

USD

EUR

Казань

Представитель проекта «Учитель для России»: Я надеюсь, что в наших школах можно двигать парты

Образование и наука 20:00, 20.03.2019

На два года бросить городской ритм жизни и стать учителем в сельской школе, зажигать в глазах школьников интерес к знаниям, получать стипендию, готовить детей к ЕГЭ -  всё это про общественный проект «Учитель для России». В минувшие выходные представители движения встретились с казанцами, чтобы рассказать, как четыре года они отважно реформируют российское образование

О том, как вырваться из мегаполиса и сделать смелый шаг в преподавательское мастерство казанцам в резиденции креативных индустрий Штаб рассказывали  Валерий Майоров, который отвечает за поиск и привлечение учителей технических и естественно-научных специальностей, и Анна Конопля, ответственная за привлечение новых участников.

«Учитель для России» — общественный проект. Над его реализацией работает команда из двадцати человек.

Миссия проекта состоит в том, чтобы искать, трудоустраивать и поддерживать учителей, которые стремятся обогащать российскую школу собственным профессиональным и жизненным опытом. Участники верят, что благодаря совместным усилиям с региональными школами дети будут иметь равный доступ к образовательным возможностям и смогут достигать своих целей.

Учителем может стать тот, у кого есть законченное высшее образование и желание переехать в новый для себя населённый пункт.

Отбор участников проходит в пять этапов:

  • Для начала необходимо заполнить онлайн-заявку.
  • Второй этап - это Skype-интервью с командой проекта.
  • Третий этап - очный тур отбора. Он будет проходить в одной из московских школ, и представлять собой ряд упражнений.
  • После участников ждёт проверка уровня владения предметом.
  • Заключительный этап отбора - предварительное предложение о сотрудничестве  и  Летний институт.

– На каждом этапе отбора мы смотрим на участника. И есть ряд вещей, которые для нас по-настоящему важны. Первое – мотивация. Два года учителю придется работать на сложной работе, в сложном контексте, поэтому каждый день нужно напоминать себе, почему ты это делаешь, чтобы не проснуться однажды пустым. Второе – некоторая осознанность. Понимание того, кто я. Это не только про программу, но и вообще про жизнь. И третье – ценности. Для нас очень важно уважение к человеку, как к учителю, так и к ученику. Этим мы не готовы поступиться, - рассказывает Валерий Майоров.

По словам представителей проекта, личностная трансформация учителей после участия в программе масштабная. Они приобретают собранность, организованность. Заходят в школу с одними мечтами, ожиданиями, а уходят с другими.

Сейчас «Учитель для России» сотрудничает со школами Калужской, Тамбовской, Воронежской и Новгородской областей. Анна Конопля рассказывает, что школы сами подают заявки для сотрудничества с программой. Важно, чтобы школа было общеобразовательной и государственной  – других ограничений нет.

– Четыре года назад я спросил одного из представителя программы, о том, как проект выбирает школы для сотрудничества. Он тогда сказал, что мы сотрудничаем со школами, в которых можно двигать парты. Есть такое устоявшееся мнение, что парты в классе должны стоять определенным образом и никак иначе. Это хорошая аллегория. Я верю, что в наших школах можно двигать парты, можно договориться с директором построить свой урок так, как хочешь ты. Это не история про вседозволенность, это история про сотрудничество и умение договариваться, - делится Валерий Майоров.

Участие в программе бесплатное. В течение двух лет работы в школе, помимо официальной зарплаты учителя, участники будут получать стипендию от программы в размере 20 000 рублей. Также возможна компенсация на проживание в новом населенном пункте в размере 15 000 рублей ежемесячно.

По окончании программы каждый участник получает диплом о профессиональной переподготовке по программе «Профессиональные основы педагогической деятельности» Института образования НИУ ВШЭ и может продолжить карьеру в сфере образования.

Рассказывая о миссии проекта, Валерий Майоров упомянул о мальчике, с которым довелось ему встретиться в маленьком селе Глазок во время зимнего лагеря. Худощавый, шебутной, с соплями под носом - мальчик по имени Данечка был типичным хулиганом, который в свои 10-11 лет не курил при команде только потому, что поспорил.

Даня приходил в школу не по собственному желанию, а по необходимости: мама рано уходила на работу, дверь закрывала, а на улице русской зимой ему было холодно. Поэтому парень приходил в теплую школу и играл в настольный теннис. В какой-то момент заниматься этим в одиночестве Дане стало скучно, а найти себе компанию было трудно – кто-то ушел заниматься французским, кто-то пением. При этом Даня себе такими вещами заниматься позволить не мог, потому как считал, что французский и пение – удел определенных категорий граждан, к которым Даня себя не относил.

Тогда Валерий предложил Дане взять камеру и пойти вместе с ним по школе снимать репортаж. Герой рассказывает, что таких умопомрачительных сюжетов ему видеть не доводилось.

– Я спросил у него, чем он хочет заниматься, когда вырастет. Даня ответил, что футболистом Зенита или слесарем-сантехником. Я ему сказал, что выбор его очевиден, но все-таки предложил стать оператором – у него хорошо получалось снимать. На мое предложение он мне искренне парировал, что не знал о возможности учиться на такие профессии. В мире Данечки люди с камерами в руках рождаются.   

В результате мальчик в какой-то момент ушел от Валерия и присоединился к театру, а потом и к музыкальным занятиям. В конце смены он написал три прощальных письма преподавателю по пению, в котором благодарил и жалел, что не пришел на занятия петь сразу.

– После зимнего лагеря все мы лежали уставшие и ждали такси. Неожиданно к нам в комнату ворвался Даня и стал настаивать на настольной игре, объясняя, что давно хотел в нее поиграть, но не с кем было. Я согласился, через секунду парень в футболке в январе убежал на улицу, а ещё через секунду, стесняясь, под мышкой принес розовую коробочку Love Is, которая в мир Даниных стереотипов никак не вписывалась.

Это история о том, что сначала Даня живет в мире, где не может позволить себе петь, заниматься французским, не знает про профессию оператора. Но в какой-то момент он разрешает себе играть в Love Is, заниматься музыкой, узнает про оператора. Вот тогда я понимаю, что мы не зря всё это делаем.

Чтобы узнать о программе больше, можно почитать написать команде на you@choosetoteach.ru с интересующим вопросом. Подать заявку на участие можно на сайте.

Каролина Фасхиева

Фото: choosetoteach.ru, Учитель для России

Новости партнеров