Образование и наука 17:12, 05.10.2017
Сегодня мы празднуем международный День учителя, который в нашей стране берет свое начало в 1965 году со специального указа Верховного Совета. В этот день педагоги принимают поздравления от своих учеников, которые дарят им цветы и подарки.
Профессия учителя никогда не была простой, и сегодня, в эпоху развития информационных технологий, а также серьёзной деградации многих общественных институтов, требует гигантской любви к детям, огромного терпения, трудолюбия и энтузиазма. Накануне праздника корреспондент портала «Казань24» поговорил с педагогами из разных районов республики, и узнал, что же побудило их выбрать для себя профессию учителя, что самое сложное в работе, а также какие случаи в общении с нынешними школьниками стали самыми запоминающими для них.
– В детстве очень любила играть в игру, будто я учитель. Мои родители - педагоги, наверное, по их примеру и выбрала эту профессию. Помню, что в старших классах помогала маме проверять тетради детей.
Работаю учителем 31 год – и не жалею об этом. Самое тяжелое в нашей работе – писать, чертить, много работы с документами. Из района добавляют работы, требуют много разных отчетов: то аттестация, то какие-то курсы, заявления, протоколы, графики, отчеты, дежурство! Из-за того, что постоянно беспокоят такими вещами, спокойно работать невозможно. С каждым годом все это только увеличивается, получается, ты хорошо работаешь, хорошо преподаешь, только если у тебя есть бумага.
Из интересных случаев, вспоминается, когда во время урока математики я попросила написать «икс в квадрате», так один из учеников, нарисовал внутри квадрата букву Х.
- Учась в школе, еще в начальных классах мы писали сочинение на тему: «Кем я хочу стать, когда вырасту?». Тогда не зная, что ответить на этот вопрос, в шутку написала: «Буду учителем!». Честно сказать, меня всегда привлекала профессия учителя, особенно то, что они ставят оценки. На уроке учитель – это хозяин, какую оценку хочет – такую и ставит, думала я.
Профессия учителя издревле - почетная работа, и, главное, всегда можно найти работу. Экономистов, юристов у нас очень много, а вот учителей – дефицит. Для меня самое тяжелое - первый раз вести урок перед новыми учениками. С первого урока у детей формируется свое мнение о педагоге. От того, как себя проявишь на первом занятии, будет зависеть то, какие «плоды» будешь потом весь год получать.
Интересные случаи в работе, конечно же, бывают. Как сегодня помню: в первый раз пришла на работу, и в первый же день так совпало, что мне пришлось преподавать у старших курсов. Тогда я уже слышала, что студенты четвертого курса, к которым иду на занятие, большие шутники. Самое интересное, что все 17 человек в группе – юноши. Еще до прихода студентов в аудиторию, я разложила все необходимые материалы и стала ждать. И вот они (студенты) вошли, сначала с головы до ног меня проверили, как от стеснения покраснела – знаю только я сама. Так вот, поздоровались и я начала объяснять новую тему. Прошлf, наверное, половина занятия, в это время я находилась среди студентов, в центре аудитории, как вдруг неожиданно, без стука в дверь и, со словами: «Я слышал, к нам молодая учительница пришла, где она, хотел бы увидеть», - ворвался молодой человек. Я же взяла себя в руки, и спросила: «Ну, здравствуйте, почему же вы, так сильно желая со мной познакомится, опоздали на половину урока?». Студент был удивлен, покраснел и быстренько сел на свое место.
- Моя мама всю жизнь проработала учителем, с детства помню ее глаза, когда она рассказывала о своей работе. Наверное именно это побудило меня пойти по ее стопам, и совсем не жалею об этом. Счастьем для меня являются глаза детей, которые смотрят на меня, когда я даю им знания на своем родном языке. Трудно только тогда, когда не можешь найти общий язык. Учитель должен разговаривать с учениками на равных, быть с ними на одной волне.
Во время работы разные случаи бывают, но один из таких моментов дал мне важный урок. Закончив учебу в институте, получив диплом, я пришла на работу в школу. Во время одного урока я заметила мальчика, на котором была старая порванная обувь, виднелись носки. Этот ребенок был очень непослушным, учиться не хочет, домашние задания не делает, постоянно дерется на улице, а меня посылает куда подальше. Оказалось, что его мать злоупотребляет алкоголем и воспитанием сына не занимается. Как-то начала ругать его, а он в ответ кроет меня матом. В этот момент хотелось приструнить, уже подняла было руку, как он начал плакать со словами: «Бейте меня, как хотите, как хотите - так ударьте. Я уже привык, меня мама постоянно бьет дома». В этот момент я не смогла сдержать слез и заплакала, обняла его и сказала: «Нет, не ударю, и бить не буду, успокойся». Потом я долго размышляла над этим случаем, и подумала: «Хорошо, что не ударила, ведь судьба и так с ним обошлась сурово».
- В молодости очень любил спорт, постоянно бегал на лыжах, играл в футбол. Моя жена по профессии учитель, она и зазвала меня освоить профессию педагога. И хочется сказать, что ничуть не жалею об этом. Совсем недавно мои воспитанники завоевали кубок по футболу в Черемшанском районе, победив очень сильные команды. И осознавая, что в том числе благодаря моим стараниям такие победы происходят, чувствую, что не зря живу на этом свете. Смотрю на своих учеников – и очень горжусь ими, их результатами.
Был один интересный случай, тоже связанный с футболом. В один из майских дней выехали, значит, мы с учениками на первенство района по футболку в райцентр. За руль машины УАЗ сел я сам, посадил детей и тронулись в путь. Проехали полпути, как на одном из подъёмов закончился бензин. Вместе с футболистами начали толкать машину, но что делать, дорога ведь длинная, до райцентра еще 14 километров. Ученики, боясь опоздать, решили добираться до Черемшана – бегом, по обочине. Я же остался, в надежде попросить у кого-нибудь бензин. Чуть позже остановилась машина, водитель которой поделился бензином. Заправив УАЗ топливом я на всех парах поехал в Черемшан, оказалось, что футболисты уже сами добежали. Вот так мы любим футбол (улыбается).
– Мой путь к профессии был очень не простым. Закончив десятый класс, я со своей одноклассницей поехала поступать в Елабужский педагогический институт. Заполнив заявления, поселились в общежитии, где уже начали делать ремонт в своей комнате, но оказалось, что я не поступила. Вернувшись в родное село, решила, что пойду работать на завод, поступила в училище. Через два месяца мама потребовала вернутся в деревню: “Ты не будешь работать на заводе, ты должна стать учителем. Приезжай, я договорилась, что тебя возьмут пионервожатой”. Вот так я бросила училище, и вновь вернулась в родное село, где начала работать в школе. Через год смогла заочно поступить в педагогический институт, который успешно закончила.
Выбрав профессию учителя я ничуть не жалею. Единственная тяжелая сторона для меня в том, что своим детям мало внимания остается. Ты думаешь о классе, о том, какие новые знания дать ребятам в школе, нужно идти на встречи, с кем-то общаться. Я в молодости не понимала этого, а сейчас обшаясь с выросшими детьми, поняла это.
Во время работы было много интересных случаев. Будучи классным руководителем, педагог всё знает о состоянии здоровья детей. Один мальчик у меня был, у которого диагностировали порок сердца. Несмотря на то, что чувствовал себя хорошо, домашние задания не делал. Как-то, потеряв терпение, я начала ругать его: “Как это так? Почему ты вновь не сделал домашнее задание, сейчас двойку поставлю”. Но, вспомнив про его диагноз, подумала, почему я ругаю его, он же не совсем безнадежный? И начала хвалить. Сидевший рядом с ним другой ученик своим вопросом поставил меня в тупик: “Апа, а вы его хвалите за то, что он не сделал домашнее задание?”
- Еще в школе я мечтала стать учителем. В десятом классе приняла участие в конкурсе молодых журналистов “Золотое перо”, и после этого приняла решение стать журналистом. Однако, желание стать учителем не давало мне покоя. Отучившись на журналиста, после университета я пошла преподавать татарский язык и литературу. Несмотря на трудности, не жалею, что стала учителем. Нашу работу трудно назвать легкой, даже если бы в сутках было 25 часов, все равно бы не хватало времени. Но работа с детьми дает душевное наслаждение. Они искренне всему верят, рассказывают свои секреты, делятся всеми новостями. В младших классах дети первым делом обнимают своего учителя. В такие моменты настроение поднимается.
Дамир Хабибуллин
Фото: из архива героев материала
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров