27.04.2024 06:08

USD

EUR

Казань

Деньги из отходов. Как казанцы зарабатывали на мусоре и прогорели

Экология, природа и окружающая среда 13:01, 04.05.2017

Молодой казанский предприниматель рассказал «Казань 24» о попытке построить бизнес на приеме вторсырья с небольшим стартовым капиталом, стареньким УАЗом и несколькими гаражами

  артем павлов вторсырье

Предыстория, битубишники и одна лампочка

Эта история началась пару лет назад, когда интересы и желания двух жителей Казани совпали в важном для города деле – раздельном сборе и утилизации мусора.

Запускали «бизнес» практически на голом энтузиазме, вспоминает сейчас экоактивист Артем Павлов. Вдвоем с единомышленником Дмитрием (попросил не называть фамилию) молодые люди оформили ИП, обзавелись пабликом в социальных сетях, «привязали» к нему единый номер телефона для справок, и пустились «во все тяжкие»: начали обрабатывать заявки от желающих сдать мусор за вознаграждение, принимать сырье и доставлять его посредникам крупных перерабатывающих заводов.

С небольшим начальным капиталом, с бортовым УАЗом, несколькими гаражами и сильным желанием внести свою лепту в сохранение окружающей среды, предприниматели собирали вторсырье у населения.

«Наш телефон разрывался. Ежедневно поступало 30-40 звонков. В основном интересовались, сколько мы готовы заплатить за килограмм макулатуры, стеклотары, ПЭТ-бутылок. Заработать хотели все, – рассказывает Артем. – Мы открыли один пункт приема, два 2 других гаража использовали как складское помещение . Мусор транспортировали сами. Приезжали по адресу, выгружали и взвешивали сырье, фиксировали показатели в журнал, расплачивались, погружали всё добро в машину и увозили его к казанским крупнякам – либо в ПЭК, либо на производство эковаты (принимают только газету)».

Примерно через три месяца после старта о пункте приема вторсырья мелких бизнесменов, который находился в Ново-Савиновском районе (Проспект Ибрагимова, 41а), знали все во дворе. Туда сдавали бумагу, картон, полиэтилен, пластик, алюминиевые банки и стекло.

«Бутылки, алюминиевые банки, макулатуру чаще остальных приносили любители «сидеть на стакане», их еще называют маргиналами, дворники, гастарбайтеры и безработные. Был случай, когда человек приехал к нам, чтобы сдать одну только лампочку, с другого конца города.

Припоминаю мужчину, что сдал тонну стеклянных бутылочек для кормления новорожденных и получил за нее 300 рублей. Мы же заработали больше в три раза – около одной тысячи рублей, но с учетом затрат на топливо в плюс не вышли. Транспортировка стеклотары на завод может быть выгодной только в случае транспортировки объёмов от 60 тонн за раз. Вообще, стеклотара не ценится, потому что нет проблем с песком и производством новых бутылок, во-вторых, проблема в отсутствии железнодорожных путей на пункте приема подобного сырья».

раздельный сбор мусора

По словам предпринимателя, бизнес на вторсырье может быть прибыльным в полном цикле выстраивания бизнес-процессов, начиная от того, кто создает мусор, заканчивая тем, кто создает конечный продукт из переработанного вторсырья.

«Среди наших клиентов были полимерщики, промоутеры и «битубишники» – юридические лица, офисные работники, – готовые сдавать макулатуру бесконечно. Некоторые отдавали целые архивы и библиотеки», – вспоминает Артем. Библиотеки, как правило, сдавали взрослые люди, которые хотели освободить место в квартире (целая библиотека в полтонны весом было обычным делом).

Энтузиазм и головная боль

Сейчас тему утилизации отходов наш собеседник называет «головной болью», но не сожалеет об утраченном времени и силах, вложенных в проект:

«Моего энтузиазма хватило на полгода. Прибыли как таковой не было. Так как всё-таки прибыль считается с того момента, как вы изъяли вложенные средства. Все вырученные средства мы пускали в оборот – на бензин и закупку сырья. В какой-то момент я осознал: без больших финансовых вложений наше дело обречено на фиаско.

Все, что касается вторсырья – это бизнес. Чтобы идея жила, ее нужно монетизировать. Да, предложения о сотрудничестве с крупными компаниями поступали, но условия, которые они озвучивали, были нам не под силу. Предприятия требовали от нас по 60 тонн вторсырья (речь о стекле). И да, мы могли сдавать сырье дороже, если бы везли его на завод сами. Но для этого конечно же нужно больше оборотных средств (сырье, машина, работа водителя и бензин обходились в значительную сумму)».

Перечисляя факторы, которые повлияли на решение о прекращении деятельности по сбору вторсырья, Артем говорит о нехватке трудовых и финансовых ресурсах:

«Помимо инвестиций нам не хватало рабочих рук. Поначалу работу выполняли с товарищем вдвоем. Были попытки привлечь дополнительную рабочую силу “в тестовом режиме”. Прежде чем развозить отходы по заводам, мы перебирали и сортировали их вручную. C учетом потраченного времени на сортировку вторсырья (к примеру, чистой пленки с магазинов одежды), выходило нерентабельно.

За поддержкой к властям я не обращался. Партнер Дима – да, для этого нужно было защищать свой проект, но ресурсы, необходимые для защиты проекта, превышали наши возможности. Какое-то время нам помогали активисты экодвижения «Будет чисто»: они собирали макулатуру среди студентов и сдавали нам на добровольных началах, проводили субботники.

В итоге наше дело прожило примерно 1,5 года. Поймите, и вы не стали бы заниматься за гроши. У каждого человека есть определенные потребности, – уверяет начинающий предприниматель и отмечает, что следующий, личный проект, он посвятит переработке органических отходов. – Для его старта не нужны огромные ресурсы и финансовые вливания. Всего лишь отходы органического происхождения и природные спасатели планеты, т.е. черви».

раздельный сбор мусора

Мусоросжигательный завод, кнут и напутствие

«Я больше не сортирую мусор даже дома, потому что в районе, в котором я живу, нет пунктов приема вторсырья, да и в системе разочаровался. Все люди хотят заработать деньги, а вот отдавать отчет своим действиям – не каждый. Не стану оценивать нынешнее состояние полигонов и работу крупных компаний по приему и переработке вторсырья… Оценивать стоит только себя и свои действия. Я благодарен каждой компании, которая продолжает этот путь, ведь это благое дело. Верю, настанет день, когда в России будут сортировать вторсырье на всех этапах.

Готова ли Казань к раздельному сбору мусора? Думаю, да. Нужно выработать привычку, сортировать отходы, будучи дома, а во дворах установить контейнеры для каждой категории и не забыть про баки для переработки органики. Органические отходы – самый ценный ресурс. У нас проблемы с органическим земледелием. Мы можем перерабатывать органические отходы в землю и нам не нужны будут никакие химические удобрения (простой пример: от переработанного биогумуса, уложенного в землю, её плодородие на 5 лет значительно вырастает). В целом, конечно, необходим комплексный подход. Для начала можно пролоббировать идею в массы: запустить серию вирусных роликов в поддержку экологии, проводить тематические флешмобы», – рассуждает предприниматель и приводит в пример швейцарский метод «кнута без пряника», как радикальный способ борьбы с недобросовестными потребителями (в Швейцарии люди обязаны раскладывать мусор по различным контейнерам, несогласным приходится платить значительные штрафы. И так решило само общество - прим. "Казань24").

Будучи убежденным, что в России кроме системы штрафов практически ничего не срабатывает, он предлагает (но не настаивает), запретить сжигание и захоронение отходов, и наказывать рублем за выброс мусора в непредусмотренном для этого месте: «Я за то, чтобы у нас повысили налоги за выброс мусора в неположенном месте: загрязняешь – плати штраф, не сортируешь мусор – будь готов к наказанию рублем, например, в размере 1500 рублей. Кроме того, будет разумным запретить сжигание и захоронение отходов на законодательном уровне.

В природе все закономерно и взаимосвязано. Животное умерло и его съедают либо хищники (падальщики), либо черви. И все микроэлементы возвращаются в почву. Поэтому сырье надо не сжигать, а перерабатывать. В этом есть прямая потребность. К примеру, из переработанных алюминиевых банок сейчас уже делают детали для самолетов и для автомобилей премиум-класса. А теперь подумайте. Наша страна огромнейшая, с огромным количеством отходов. Насколько мы могли бы улучшить экономическое состояние страны и увеличить количество рабочих мест, если бы внедрили прогрессивные технологии обращения с отходами?

Человек – ненасытный потребитель. Он должен отдавать отчет своим действиям. Если дать волю демократии – начнется хаос. Сегодня у нас продуктивный глава государства. Мне нравится, что произошло в нашей стране за 15 лет».

По мнению Артёма, строительство мусоросжигательного завода в Казани окажет катастрофическое влияние на экологию: «При сжигании отходов, в атмосферу начнет выделяться диоксин – вещество, провоцирующее онкологические заболевания. Не думаю, что правительство Татарстана пойдет на такое».

На вопрос, что можно было бы посоветовать молодым предпринимателям, которые также хотят попробовать себя в направлении раздельного сбора мусора, Артём отвечает: «Нужно работать только в одном направлении – принимать и сдавать либо пленку, либо ПЭТ-бутылки, либо, что в приоритете, развивать тему переработки органических отходов.

Рекомендую не настраиваться на единомышленников как на конкурентов, партнериться со всеми вокруг, не обещать того, чего не сможешь выполнить, рассчитывать рентабельность, риски, маржинальность. И неподготовленным на эту тропу не вступать».

Фото: pixabay.com, личная страница Артёма Павлова vk.com

Новости партнеров