02.05.2024 16:20

USD

EUR

Казань

Фотограф Олег Самойлов: «Если есть базовое знание в фотоделе, красоту можно увидеть во всем, даже в мусорных баках»

Общество 14:21, 24.01.2018

Сегодня в Казани откроется выставка фотографий, посвящённая большому фото-путешествию в Грузию. Организовала его Открытая школа фотографии Олега Самойлова: фотографы проехали по красивым местам кавказской страны и привезли с собой много ярких снимков. Мы поговорили с Олегом о поездке и его творчестве, выяснили, где в Казани гарантированно можно сделать хорошие кадры и узнали, почему учиться фотомастерству нужно каждому

Дикая природа, величественные горы и теплое солнце: в резиденции креативных индустрий «Штаб» сегодня распахнется окно в колоритную Грузию.  В октябре прошлого года Олег Самойлов вместе с учениками и преподавателями отправился в путешествие и не выпускал фотоаппарат из рук сутками. О том, что получилось, известный фотограф рассказал корреспонденту портала “Казань24”

«У нас постоянно была камера в руках»

 

— Олег, расскажите про выставку подробнее. Как и почему решили ехать в Грузию?

— Мы последние пять лет делаем фотопутешествия с учениками школы в разные страны. Сначала мы путешествовали только с женой, но это было скучно. Потом начали брать с собой друзей. А так получается, что наши друзья в основном – фотографы или операторы. Вскоре ученики стали спрашивать меня, можно ли поехать с нами. Мы решили, что можно. И Грузия была для нас такой экспедицией.

— А где успели побывать?

— Мы въехали через военно-грузинскую дорогу, потом переселки всю страну до Батуми, отправились в северную часть и вернулись обратно.

— Сколько были в разъездах?

— В целом, поездка длилась 20 дней. Все это время мы фотографировали. Старались посыпаться на рассвете, снимали ночью. Планировали спать днем, но времени на это не было. В итоге у нас постоянно была камера в руках. Поэтому после наших поездок нужно ещё ехать куда-нибудь отдыхать. Это с одной стороны круто, а с другой стороны - ты приезжаешь домой с полным ощущением внутри, что всё это время ты работал. В Грузии мы старались откладывать несколько дней, чтобы выдохнуть. После таких передышек ты смотришь на мир свежим взглядом, а снимать хочется ещё больше.

 —Как отбирали снимки для выставки?

— Последний месяц занимаюсь отбором фотографий. В идеале, если вы планируете выставку, нужно заранее думать, как это в итоге будет выглядеть.

 С Грузией у нас изначально одной цельной идеи не было, поэтому мы исходили из того, что есть. Выбрали только снимки природы, хотя и людей снимали тоже, но портреты не дотягивали до того, чтобы сделать из них какую-то историю. Поэтому решили, что лучше отказаться от них, чтобы у зрителя не откликалось внутри: “А что это за солянка”.

Думаю, человек, который не был в Грузии, но у него есть какое-то сформированное представление, придя на выставку, поймает новое видение. А человек, который уже был в стране, для него, конечно, будут знакомы многие пейзажи.

На выставке собрали работы пяти фотографов. Выбрали мои снимки, фото моей жены, ученика школы и двух наших преподавателей.

— Чем запомнилась поездка?

— Мне природой запомнилась. Потому что горы, например, везде разные. В Грузии очень круто, что есть зеленые склоны, есть тут же скалы, есть какие-то холмы. Вся Грузия, она контрастная, с перепадами. Ты едешь среди скал, вдруг выезжаешь, видишь величественные холмы. Это как раз на выставке можно будет увидеть.

«Снимать для меня – это стиль жизни»

— Расскажите, кто в вашем понимании фотограф?

— Сейчас считается, что человек, который имеет фотоаппарат и периодически снимает, является фотографом. Каждый сам для себя выбирает. На мой взгляд, профессиональный фотограф – это ремесленник, в первую очередь. Можно аналогию с другими профессиями привести. Если стол сделан хорошим мастером, в нем все детали продуманы, он стоит дорого. И понять, что перед тобой хороший стол, можно только тогда, когда ты сравнишь его с плохим. Также и в фотографии. Только столкнувшись с плохим фотографом, ты поймешь, что перед тобой профессионал.

Для меня есть два направления в  этом искусстве – это ремесленное фото, фото которое я делаю для других, и творчество, то есть фото, которое я делаю для себя.

 

В целом, снимать для меня – это стиль жизни. Для кого-то это медитация, способ реализовать себя. Кто-то гуляет по улице, включает музыку, снимает, отвлекается и получает энергию. В любом случае, если ты занимаешься только фотографией, для тебя это становится жизнью. Мне говорят знакомые, я вот не снимал неделю, месяц. У меня такого не бывает. Я каждый день что-то снимаю.

— Вы начали говорить о коммерческой фотографии. Фотографы часто разочаровываются, когда понимают, что работают не ради идеи, а просто ради красивой картинки, которую нужно продать. Был ли у вас такой период? 

— У меня постоянно происходит переоценивание. Я когда-то снимал много свадеб. И к концу сезона, осенью то есть, меня начинало тошнить. Мне казалось, что всё, с меня хватит, свадьбы я больше не буду снимать. Но проходит пару месяцев и мне снова хочется фотографировать.

В съемке, где ты работаешь с парой, это не история отношения людей, в первую очередь. Это история про то, что вы с этими людьми должны быть на одной волне. Если вы встречаете пару и понимаете, что не находите взаимодействия, лучше порекомендовать им другого фотографа. Тогда вы и уставать не будете.

Когда тебе что-то не нравится, можно зациклиться на себе. А можно просто находить решение, которые будут оптимизировать процесс.

— Например?

—Например, находить людей, которые тебе интересны. Или можно делегировать то, что тебе не нравится. Фотографы часто не любят обрабатывать снимки. Но есть ведь много хороших ретушеров, которые с удовольствием этим занимаются. Значит можно эту работу передать им, они за это будут получать деньги, а вы не будете уставать от фотографии.

— А чего стоит бояться человеку, который только собирается прийти в вашу профессию?

— Лучше не бояться. И лучше не приходить, если вы не любите фотографировать. Многие сидят в офисе, смотрят на цены за съемки, думают, вот стану я фотографом, буду я делать три фотосессии в неделю и  заработаю больше, чем сейчас.

И есть такие фотографы, которые покупают дешевый фотоаппарат и снимают. Но я уверен, что 99% хороших фотографов, даже дорогих, все деньги, которые получают, инвестируют в технику. То есть ты постоянно должен учиться чему-то. В фотографию нужно идти, если вам нравится процесс творчества. А за деньгами лучше идти в другие профессии. Можно бизнесом заняться, купить криптовалюту, например, это модно и действительно деньги приносит.

«Я снимал так, как было принято в то время: невеста на ладошке, застолье и так далее»

 — В одном из интервью вы сказали, что в 2006 посетили один мастер-класс, после которого ваш взгляд на фотографию изменился. Вы стали профессионалом. Что вы тогда поняли? 

— Это как раз по поводу свадебной фотографии. Свадьбы снимать в то время  мне не нравилось. Но меня позвали несколько знакомых фотографировать. Я снимал так, как было принято в то время: невеста на ладошке, застолье и так далее.

А тогда нам показали то, как снимают в Америке, в Австралии, это была совершенно другая история. Фотографии также постановочные, но в них я увидел намного больше естественности. Меня это увлекло. Это был творческий пендель, который заставил меня развиваться. Я начал к таким торжествам относиться по-новому.

Ведь по идее, свадьба – это набор штампов. И чем больше штампов в голове у фотографа, тем более разнообразной получается съемка. Когда ты с каждой парой работаешь индивидуально, зная шаблоны и смешивая их, каждая фотография получается интересной .

— Чтобы получить искренний снимок, нужно найти контакт с человеком. Как у вас происходит поиск общего языка?

 — Нужно просто общаться. Я - ярко-выраженный интроверт, но мне всегда хотелось научиться общаться с людьми и фотография в этом помогает. Ты вынужден разговаривать с абсолютно разными людьми, особенно на свадьбах. И к каждому нужно найти свой подход. Честно говоря, чем больше ты снимаешь, тем проще взаимодействовать с человеком.

Если люди чувствуют дистанцию, они примеряют маски, значит, на снимке не будет искренности. Но стоит вам сорвать с человека все маски, фотография получится удачной. Моя цель – с людьми всегда быть открытым и честным.

— Сейчас вы являетесь одним из лучших и известных фотографов в Казани. Как вы пришли к этому статусу? 

- Я не считаю себя лучшим. Я востребованный. А лучший – это относительное понятие. Кто-то хорошо снимает портреты, кто-то свадьбы, кому-то неплохо фуд-съемка удается...

— А чем, кроме фотографии, занимаетесь?

 Сейчас я занимаюсь ещё фотошколой и организую иногда фотопутешествия. И  у нас есть направление, когда мы для клиентов делаем фото- или видео-дизайн.

«Вокруг много всего происходит. И человек, который не брал в руки камеру, часто такие удивительные вещи не замечает»

— Расскажите подробнее про Открытую школу фотографии. Как вы начинали?

— Если говорить о предыстории, есть такое соревнование для фотографов, как фотокросс, где нужно сделать определенное количество снимков в день. Я сначала сам в нем участвовал, потом начал организовывать его в Казани вместе с товарищем.

Мы в 2008-ом в очередной раз запустили это мероприятие, тогда в нем приняли участие 300 человек вместо 30. Люди начали просить, чтобы мы сделали какие-то мастер-классы, курсы.

Мы собрали первую группу. Я не очень хотел, потому что не чувствовал уверенности в том, что смогу чему-то научить. Но нам присылали положительные отзывы, и мы начали время от времени проводить эти курсы. В 2010 это стало более регулярным процессом. Тогда мы и начали формировать группы, думать над программой.

Сейчас у нас есть курсы фотографии и видео. И я считаю, это такие вещи, которым нужно учиться каждому.

— Почему?

— Потому что вокруг много всего происходит. И человек, который не брал в руки камеру, часто такие удивительные вещи не замечает. А если у вас есть базовое знание о фотоделе, вы можете красоту увидеть даже в мусорных баках, можете заметить, что они по цвету гармоничны, заметить какие-то детали.

Но и минусы в этом есть. Владея определенными знаниями, ты начинаешь видеть всё с критичной точки зрения. Замечаешь, что где-то пол старый, в нем много трещин, все недочеты отмечаешь. И чем профессиональнее фотограф, тем больше он видит. Это позволяет во время съемки убрать лишнее, а во время привычного ритма жизни заметить, что вон там кабель криво висит.

Но базовый курс по фотографии будет каждому полезен. Неважно, будете вы потом фотографом или нет.

— А есть выпускники у школы, которые каких-то серьезных успехов уже добились?

— Глобальных, мировых успехов нет. Но многие выпускники школы сейчас профессионально занимаются съемкой. Кто-то в Москву уехал работать, кто-то в Лос-Анджелес, кто-то просто творчеством занимается.

— Что, по-вашему, сейчас происходит с фотографией в Казани?

— Фотография, с одной стороны, развивается. Появляются новые ребята, которые пытаются что-то новое привнести. Но в случае профессиональной фотографии, на мой взгляд, происходит деградация. Фотографы не хотят в сторону качества развиваться, но хотят много заказов. Они начинают за более низкую цену снимать, ворчат, что заказчики плохие. В итоге недовольны обе стороны: фотографу не нравится, что он мало получает, а человека не устраивают снимки. Тут вопрос больше к профессионалам, чтобы у них было желание дальше развиваться и расти.

— А где в городе точно можно сделать хорошие снимки?

— Хорошие снимки можно везде сделать. Тут скорее от света зависит. В Казани есть места, которые баянные и мне они уже не очень интересны. Например, Кремль. Но туристу будет любопытно там поснимать.

А в целом, можно в центральной части фотографировать. По архитектуре красиво на улице Ленина, Маяковского.

А если говорить про загородную часть, то это Голубые озера и Карьер. Зимой деревья, когда ты едешь от Казани до Лебяжьего озера, выглядят волшебно. Мне этот лес сосновый нравится, сам Карьер тоже, там гарантированно даже с кривыми руками можно сделать хорошие фотографии.

— Есть у вас сейчас какая-то идея съемки, которую вы уже долго носите в голове, но ещё не успели воплотить?

— Идей много, но я не очень люблю говорить о планах, потом их почему-то сложнее осуществить. Одна из идей, сделать стилизованную съемку викингов. В этой фотосессии много деталей можно проработать.

— Что вас вдохновляет сейчас?

— Фотографами я сейчас не вдохновляюсь. Больше фильмами.  Долгое время меня вдохновляла Энни Лейбовиц. На ее работах можно учиться. Там и цвет хороший, и композиция, и работа с моделями. А вообще есть много признанных профессионалов. Это Питер Линдберг, Ирвин Пенн, Ричард Аведон.

Если по фильмам, можно просто искать лучшие работы операторов, смотреть их и понимать, почему они лучшие. Есть один фильм, который каждый фотограф должен посмотреть. «Я — Куба»  называется. Он тяжелый, его не за один раз нужно смотреть. Но это очень крутая работа. Стоит увидеть.

Беседовала Каролина Фасхиева

Фото: Олег Самойлов

Новости партнеров