Общество 14:29, 06.04.2017
Ещё в понедельник в казанском метро были приняты усиленные меры безопасности. Причем за 4 дня до трагедии в подземке столицы Татарстана как раз прошли масштабные учения, но посвящены они были предстоящим футбольным турнирам, которые готовится принять город. Почему казанский метрополитен еще со дня открытия заслужил славу самого безопасного в России и как к этому относятся горожане – в обзоре «Казань24».
Казанский метрополитен стал первым в России, открытым в постсоветские времена. Причем построили его за сверхбыстрые в тех условиях 8 лет, начав в 1997, и введя в строй как раз к 1000-летию Казани. Автору этих строк не раз приходилось бывать на площадках строительства, наблюдать, с какими трудностями сталкиваются метростроевцы, а заодно слышать мнения горожан, которые на тот момент (начало нулевых) вовсе не были уверены в том, что метро будет так уж необходимо, и главное – безопасно. Люди в большинстве своем были уверены, а многие просто напуганы разговорами о том, что метро строится в илистых землях устья Волги и Казанки, при проходке некоторые ощущают пугающие толчки, а в самом городе в то время с регулярной частотой появлялись то тут, то там угрожающие карстовые провалы.
И опасения горожан были небеспочвенны. Самая крупная авария произошла в 2002 году. Тогда, при строительстве станции «Площадь Тукая» произошел прорыв подземных вод. Строители не имели при себе карт, где были бы указаны участки канализации, проложенные еще в 18-19 веках. Усугубило ситуацию и то, что центр города тогда состоял преимущественно из старых аварийных зданий, и случившееся привело к тому, что по ним пошли сильные трещины, ускорив их и без того надвигавшуюся кончину. В дальнейшем подобных ЧП при строительстве не было, хотя трудностей хватало – хотя бы потому, что во многих местах в центре города поверхность земли ниже уровня Волги и Казанки (особенно в период весеннего половодья), и постоянно существовала опасность прорыва, по сравнению с которым коммунальное ЧП 2002 года показалась бы просто мелочью. Однако, строители со всем успешно справились.
После открытия 27 августа 2005 года (а запускал подземку лично Владимир Путин) некоторые горожане не без страха спускались в метрополитен, боясь возможных происшествий из-за слухов о недоделках и якобы неправильной эксплуатации. Но вскоре опасения ушли, уступив место лёгкой иронии и даже насмешкам над длиной первой линии - она стала самой короткой в мире, насчитывая на тот момент всего 5 станций. С течением времени в строй вводились новые и новые, и всего за 10 лет количество остановок уже удвоилось. Самое главное – горожане привыкли к своей подземке и многие, передвигаясь по городу, со все большей охотой и уверенностью уже спускались вниз.
Со временем казанское метро стало популярно среди туристов и даже вошло в литературу. Известная в России серия апокалиптических книг «Метро2033», куда входит более 80 изданий, и которая продолжает одноименную книгу Дмитрия Глуховского рассказывает, в том числе и о казанской подземке будущего. А такие авторы, как Руслан Мельников, Денис Шабалов, Андрей Дьяков посвятили ей отдельные главы. Но дальше всех пошел некий писатель Тахир Киреев, который в своей книге «Белый Барс» рассказывает о глобальной катастрофе, постигшей жителей столицы Татарстана, которые вынуждены спасать свои жизни именно в метро. Мы не станем углубляться в подробности произведения, но отметим, что высокий уровень безопасности казанской подземки как данности для горожан признали даже далекие от технических нюансов литераторы.
До проведения в городе Универсиады, и предшествующего ей ремонту ливневой канализации, главной бедой казанской подземки были подтопления. Они случались в 2007, 2008 и 2011 годах. Топило больше всего станцию «Площадь Тукая», уровень которой находится заметно ниже других станций, во всяком случае, существовавших в то время. Особенно сильно пострадало метро в 2007 году, когда откачивать воду пришлось несколько дней, а внешний вид станции был изрядно потрепан. Метро приходилось закрывать, что впрочем, тогда еще сильно не сказывалось на пассажиропотоке – под землей ежедневно ездило по 15-20 тысяч человек в день. Для города-миллионника это цифра несущественная.
В том же 2007 году, но уже зимой в подземке случилось замыкание и возгорание. На станции «Кремлевская» загорелся поезд, пожар потушили за 8 минут, все службы сработали четко и никто не пострадал, хотя шум в СМИ вышел изрядный. Впрочем, директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов объяснил это «неполадками в электросистеме вагона, случившимися по вине завода-изготовителя», и спустя месяц, после тщательного исследования производитель свою вину признал.
Спустя год произошел первый случай гибели человека в метро Казани. Психически нездоровая женщина на станции «Суконная слобода» бросилась под поезд и скончалась на месте. Еще один похожий случай произошел 5 месяцев спустя, причем на той же станции. И опять погибла женщина, и вновь – психически нездоровая. Это признала и проверка прокуратуры. В сентябре 2011 года там же машинисты вовремя заметили 20-летнюю «суицидницу» и предотвратили трагедию. Она могла произойти все на той же «Суконной слободе».
В декабре 2009 года на строительстве тоннеля между станциями «Кремлевская» и «Козья Слобода» (самого длинного в городе и, как говорили, непростого перехода между двумя берегами Казанки) перевернулся бетоновоз. Тогда пострадали водитель и его пассажир. Причиной аварии стали высокая скорость машины и обледеневшие рельсы.
Весной 2010 года женщине зажало ногу дверью поезда, её муж кинулся к машинисту, разбил стекло в кабине... движение был остановлено на полчаса. Пассажирку спасли, а ее супругу пришлось оплачивать ремонт поезда, поскольку, пока он бил стекло, не заметил, что дверь уже открылась и его жена была освобождена.
В феврале 2011 года утром в подземке были заблокированы турникеты, собралась толпа людей, но ситуацию разрядили спустя несколько минут, просто перезагрузив компьютеры - технический сбой. А вот в сентябре 2012 года в метро были сделаны сразу 2 находки, поначалу вызвавшие лёгкий шок – сначала нашли бомбу, а потом гильзу от фугаса. Однако, позже выяснилось, что "бомба" - это муляж оставшийся от учений, а во втором случае мужчина нашел гильзу в лесу и вез домой показать ребенку. Экспертиза показала – болванка никакой опасности не представляла.
Последние ЧП в самом метро произошли в 2013 и 2015 годах. В первом случае поезд застрял между станциями и остановил движение примерно на час, а во втором между станциями «Яшьлек» и «Северный вокзал» на рельсу упала дверь технического помещения. 45 пассажиров эвакуировали, их жизни ничего не угрожало, а последствия ликвидировали за полчаса. На этом список существенных происшествий в казанской подземке пока закрылся (и будем надеяться - надолго). Таким образом, за 12 лет ее работы 2двачеловека погибли (оба - суицид), и двое пострадали – опять же в результате собственной халатности и недосмотра. В остальных случаях казанское метро оправдывало свою славу как самого безопасного в России.
Правда, здесь, конечно, стоит сказать про относительно небольшой пассажиропоток: даже сейчас подземка столицы РТ по данным 2016 года перевозит в день по 105-110 тысяч пассажиров, тогда как метро, например, Екатеринбурга, где на одну станцию меньше (9), ежедневно пользуются по 145 тысяч пассажиров. И это не говоря о Москве и Санкт-Петербурге, где пассажиропоток измеряется миллионами пассажиров в день. Понятно, что в таких условиях обеспечивать безопасность куда сложнее.
Сопутствовала этому позиция властей, которые не скупились на системы безопасности, а также целый ряд инженерных решений, помноженных на внимание и бдительность персонала и правоохранительных органов. Первым безопасность казанского метро еще перед запуском оценил тогдашний глава федерального Минтранса Игорь Левитин, проехавший по всем линиям в июле 2005 года. «У меня нет слов, все сделано на лучшем уровне, безопасность обеспечена по высочайшим стандартам», сказал тогда чиновник. И это было далеко не все.
Только в казанском метро действует уникальный для страны объединённый диспетчерский центр, включающий в себя поездного диспетчера, диспетчера электромеханических устройств и диспетчера электроснабжения. Все станции оборудованы камерами наблюдения, их в общей сложности - около 200. Все системы энергоснабжения, контроля и запуска автоматизированы, а главная гордость - полный комплекс досмотра пассажиров и багажа, включая рентген-интроскопы на подобие устанавливаемых в аэропортах и абсолютную новинку казанских транспортников – сканер «Homo Scan», позволяющий за пять секунд провести полный досмотр пассажира. Вход на станции проверяют не только рамки металлоискателей, но и приборы по выявлению взрывчатых и наркотических материалов. Причем автоматика находится под полным контролем специального отдела полиции, который незаметно, но четко ведет свою работу. Для казанцев это поначалу было очень непривычно. И они делились своими впечатлениями в социальных сетях и в общении с близкими.
«В первый год после постройки подземки часто ездили как на экскурсию - посмотреть, как там. Дело было летом и на станции Суконная слобода мы с братом спустились вниз, но перед входом нас остановил полицейский, попросив пройти в специальную комнату. Там его коллега взял наши телефоны и "пробил" по базе данных. Почему выбор полиции пал на нас - совершенно неясно, но нам было как-то не по себе. Не знаю, как это влияет на безопасность, но то, что полиция в казанском метро не просто гуляет, а реально проверяет людей и документы - тогда стало ясно наверняка», - вспоминает казанец Евгений Петров.
Еще один характерный случай автор может вспомнить лично: как-то наш родственник ехал в гости с большой сумкой, зашел с ней в метро… и пробыл на станции минут 20. «Полицейские остановили меня, спросили, что я несу, проверили документы, содержимое сумки, поинтересовались целью поездки, «пробили» конечный адрес по базе данных, и только после этого отпустили. Поначалу сильно психовал, жаловаться хотел, а потом понял – мы же сами, когда не дай Бог случается какой-либо теракт, говорим, что полиция «прохлопала», так не надо возмущаться, когда они делают свою работу», - рассказывал автору этих строк его двоюродный брат.
«Ехали как-то с новогоднего корпоратива домой, естественно были навеселе. Зашли в метро, а нас оттуда вежливо, но твердо попросили выйти, - говорит казанец Айрат, сотрудник одного из городских СМИ. – Нет, мы не были невменяемы, твердо стояли на ногах, но были чуть веселее, чем обычно. На вопрос – зачем нас тогда выгоняют из метро, сотрудники полиции нам ответили – для вашей же безопасности».
«В Москве или Питере в метро идешь как на войне, продираешься сквозь людей, не задумываешься, кто едет рядом, и естественно, даже нутром как-то ощущаешь опасность, - делится жительница Казани Альбина Хабибуллина. – Сколько я там была, не разу не заметила, чтобы полиция обратила внимание, даже не на меня, но на непонятных людей, снующих по платформе, на огромные сумки приезжих, на мат и пьяное поведение молодежи. И только в Казани уже спускаясь на эскалаторе, сразу ощущаешь на себе цепкий взгляд и понимаешь – все под контролем».
Сейчас, когда в городской подземке действует режим повышенной безопасности и, как заявили в руководстве МУП "Метроэлектротранс", проверяют буквально каждого входящего в метро, никакого недовольства жёсткими мерами среди горожан не наблюдается. Опрос в группе Казанский метрополитен в социальной сети показал – 66% пользователей считают – меры досмотра в метро нужны, а еще 14% относятся к ним нейтрально.
На данный момент, после теракта в Санкт-Петербурге, в метро работают дополнительно прикрепленные 90 сотрудников полиции, есть и кинологи. О том, что все эти меры далеко не показуха – можно судить по случившемуся во вторник эпизоду. На станции метро «Авиастроительная» был задержан мужчина, у которого нашли «гранату», оказавшейся обычной пепельницей. Тем не менее, несмотря на то, что в ее безопасности можно было убедиться даже при первичном осмотре – предмет отправили на экспертизу, доказавшую ее безобидность и только после этого пассажир был отпущен восвояси. «Мы просим всех отнестись к этому с пониманием, стопроцентный досмотр – это вынужденная мера. Но сейчас наша безопасность – в наших руках», - говорит заместитель гендиректора МУП «Метроэлектротранс» Мухаммад Самигуллин.
Любопытно, что некоторые казанцы стали даже чересчур бдительны: в социальных сетях рассказывают, как наблюдают досмотры в метро и указывают на возможные ошибки полицейских - например, те просят открыть подозрительные сумки или распаковать необычные приборы прямо у ленты досмотра - рядом с остальными пассажирами.
«Я отношусь к этому с пониманием, все это делается для нашей же безопасности, а пару лишних минут потраченных на досмотр ничего не решают, вполне можно и потерпеть», - считает казанец Ринат Мустафин.
Сколько продлится усиленный режим в казанском метро – пока неизвестно. По предварительным данным, речь идет о сроке примерно до 10 апреля. Впрочем, трагедия в Санкт-Петербурге показала, что в данном случае лучше перебдеть.
Тимур Хасанов
Фото: kznportal.ru, tripadvisor.ru, kazanreporter.ru
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
Авто
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров