Общество 13:41, 29.03.2017
На фото: пожар на территории Казанского порохового завода 24 марта 2017 года. Фото "Казань24"
Казанский пороховой завод появился в городе почти 230 лет назад. Тогда императрица Екатерина II, озабоченная тем, что России «не хватает пороху, чтобы врагов внешних», повелела строить новый завод в граде Казани. Тогда это были казанские окрестности, и никто не представлял себе, в какую проблему это выльется дальше.
Место, выбранное для порохового производства в конце XVIII века можно было бы назвать идеальным: лесистый холм на берегу Казанки (той части, что теперь зовётся старым руслом), близость к городу и окрестным посёлкам - Ягодная слобода находилась неподалеку, а Адмиралтейская шумела в полутора километрах. Повсюду был сосновый лес и манящие тогда ещё рыбные озёра. На строительство нового объекта народ шел охотно, да и деньги платили немалые – курировало строительство тогдашнее руководство губернией, а непосредственным руководителем был начальник артиллерии Петр Баннер. Впоследствии район вокруг завода стал заселяться, начали строить культовые сооружения, а само место стало на карте города получило название Пороховая слобода.
Что интересно, Пороховой завод, несмотря на свою принадлежность казне, долгое время считался местом немалых разброда и шатания умов. Как пишут историки, здешние рабочие слыли в городе борцами за «счастье народное», активно вставали на защиту революционных идей... В XIX веке веке Казанский пороховой выпускал по 60 тысяч пудов пороха ежегодно, и именно здесь была открыта первая в городе заводская химическая лаборатория. Вокруг завода стали строиться дома, начали вырастать "объекты социальной инфраструктуры" (хотя, конечно, вряд ли тогда еще знали это выражение). С началом Первой мировой войны рядом с Пороховым построили ещё одно, практически такое же по масштабам производство - на нужды военного времени... Однако переломный 1917 год стал во многом переломным и историческим для завода: августовские события на предприятии прогремели на всю страну и за её пределами.
Небрежно брошенный одним из охранников завода окурок на станции Пороховая, рядом со складом фугасных снарядов, привел к ужасающим последствиям. Из Казани в период 14-16 августа 1917 года собрались бежать почти 200 тысяч человек (практически всё население города). «Пожар пороховых и артиллерийских складов продолжается. Беспрестанные взрывы. Во многих кварталах выбиты стекла домов. Помощь раненым организована. Население частью бежит за город, но паники не наблюдается. Хлебом население обеспечено. Объявлено военное положение, разъезжают патрули войск и милиции для предотвращения мародёрства, пожар не кончился, взрывы продолжаются, в тот же день сообщалось, что опасность для города миновала...», - говорит телеграмма тех лет.
Здание завода было полностью разрушено, в Казанской катастрофе 1917 года (как впоследствии стали называть те события) погибло 22 человека, в том числе руководитель завода Всеволод Лукницкий, в честь которого спустя только 80 лет была названа улица, и установлен бюст. Считается, что именно благодаря его действиям пожар не распространился на всю Казань. Прощаться с начальником производства в августе 17-го собрался едва ли не весь город...
Фотографии очевидцев событий августа 1917 года
В советское время работа на пороховом считалась престижной. У сотрудников были льготы, неплохая зарплата, им выдавали садовые участки неподалёку от территории предприятия... Однако, на всю Казань по-прежнему гремели взрывы. Хорошо помню, когда на казанских Кварталах слышался внушительный хлопок, бабушка говорила – «опять на Сороковом что то взрывают». И именно это стало одним из самых ярких впечатлений детских лет Казани для многих горожан, выросших в 70-80-ые. Но годы шли, и работа на 40-м заводе перестала считаться престижной. Александр Кутузов пришел на завод сразу после окончания КХТИ (КНИТУ им.Кирова). « Я проработал на заводе 7 лет, был мастером и начальником смены, - рассказывает он. - Зарплата была небольшой, около 15-16 тысяч рублей, и когда я понял, что чему-то научился, я оттуда ушел». И это неудивительно – по словам рабочих, и сейчас многие сотрудники получают здесь в районе 16-18 тысяч рублей. Немногим больше оценивается и труд тех, кто должен создавать заводу позитивный имидж: так, на одном из популярных ресурсов по поиску работы можно найти вакансию сотрудника пресс-службы Казённого порохового завода с окладом в 17500 рублей. Вероятно, предусмотрены какие-то надбавки, льготы и т.п., но очевидно, что трудоустройство на Пороховом - далеко не самый вожделенный вариант для жителей города и Кировского района.
На недавнем совещании Ростехнадзора по республике, где подвели итоги работы за год, было заявлено – завод является одним из самых опасных предприятий в Поволжье. «Аварии и инциденты происходят каждый год... Последняя (в 2016-ом) случилась 21 декабря 2016 года. После окончания технологической операции по сушке продукта произошло возгорание, в результате чего была обрушена часть пятого корпуса. Пострадали три человека, один погиб», — рассказал руководитель ведомства Борис Петров.
Спустя всего 3 месяца - очередное ЧП и снова смерть: на этот раза начальника караула, первым прибывшего к месту ЧП 24 марта, Эдуарда Илларионова. Любопытно, что погибший пожарный тушил огонь 4 года назад, за что получил медаль правительства России. Происшествия на заводе случались регулярно и в советское время, но тогда сор из избы не выносили - всё-таки оборонное секретное производство. То, что происходит в веке двадцать первом - конечно, возмущает многих, и руководство республики в том числе. Но здесь прекрасно понимают, что руководить огромным предприятием сложно, а решить все проблемы с устаревшими цехами, оборудованием, техникой и персоналом, в одночасье невозможно: на это требуются гигантские деньги, а стране нужны и порох, и снаряды. Президент Татарстана на всё том же совещании подчеркнул, что все инциденты на заводе внимательно рассматривают, но обеспечить меры безопасности сложно: «Я в этих цехах был, и многие из них работают по тем технологиям, которые еще от царской России остались. Но задачи, которые стоят перед ними, связаны с обороноспособностью страны. Поэтому идея в том, что нужен новый технологический цикл, нужны другого уровня пороха». Рустам Минниханов поддержал директора Порохового завода Халила Гиниятова, заявив, что деятельность предприятия вообще может оказаться под угрозой, если убрать этого директора: «Пока мы не построим большое предприятие, это будет большой проблемой для столицы и для надзорного органа».
Довольно давно идут разговоры о том, что опасное производство нужно переносить за пределы Казани. Об этом заявлял и авторитетный в республике политик, сенатор от Татарстана Олег Морозов. Однако, при этом мало кто уточнил, во сколько встанет перенос завода. По некоторым данным, это обойдется в 70 миллиардов рублей. Затраты серьезные, и кто на них пойдет – неизвестно. Ведь даже застройщики, возводящие огромные жилые комплексы, смотрят на территорию между Красными воротами, станцией Лагерная и Лебяжьими озерами скептически: площадка огромная, вложения в реновацию территории и результат этих работ неясен, а нынешняя экологическая обстановка в лесном массиве, где расположен Казённый завод, может отбить желание переехать сюда у большинства возможных покупателей недвижимости. Знакомые, работавшие на Пороховом, неоднократно рассказывали автору этих строк, что рядом с некоторыми цехами предприятия земля покрыта буквально слоем жёлтой пыли - видимо порохом и его ингридиентами.... Не будем забывать и о ещё одной "мине замедленного действия" - старом русле Казанки, которое расположено по соседству. За его обновление и очистку вроде бы взялись, но когда закончат работы и что из этого получится пока совершенно неясно.
Вопрос с переносом откладывает ещё и сложная внешнеполитическая обстановка: сейчас завод загружен заказами, работает на полную мощность, прибыль за прошлый год составила 500 миллионов рублей, а 600 миллионов предприятие перечислило в качестве налогов в бюджет. Закрывать и переносить успешный по экономическим и военным соображениям объект сейчас посчитают нецелесообразным и в Москве, и в Татарстане.
Здание заводоуправления на ул.1 Мая, Казань. Фото: wikimapia.org
«Наша зарплата в районе 20 тысяч рублей, - говорит один из старейших работников завода Петр, не пожелавший назвать свою фамилию. – Про смены и молодежь я вообще молчу, никто не хочет здесь надолго оставаться». По его словам, сегодня будущее предприятия для многих рабочих очень туманно, особенных перспектив рядовые сотрудники не видят, возможно, поэтому относятся и к своим обязанностям, что называется, спустя рукава. Сюда идут работать зачастую из-за удобства расположения (можно добраться пешком), наличия открытых вакансий и минимальных требований к сотрудникам или нередко в качестве летней практики и подработки для студентов.
На предприятии, по словам работников, стараются обеспечивать должный уровень безопасности: проверки, инструктажи... Несколько лет назад обновили полосу безопасности вокруг завода - с колючей проволокой, постами охраны и проч.. Но это всё по сути полумеры: пока не будет кардинального обновления технологической цепочки, и в то же время пока каждый сотрудник не будет дорожить своим местом и соблюдать технику безопасности как первостепенную обязанность, любые попытки что-то изменить окончатся ничем. Ну и, конечно, большие вопросы остаются к руководству предприятия: не зря же раздаются предложения перенести заводское управления из тихого особнячка на остановке "Ул. 1 Мая" в охраняемый периметр производства - глядишь, и поменьше будет случаться неожиданностей и происшествий на одном из самых опасных предприятий Поволжья.
Тимур Хасанов
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Криминал
Кубок Конфедераций
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров