04.03.2021 18:15

USD

EUR

Казань

В объективе Песни. Лауреат WorldPressPhoto рассказал, какой станет фотожурналистика будущего

Общество 15:23, 26.09.2017

Как меняется современная фотожурналистика, где фотографам искать вдохновение и как сделать лучшие истории в кадрах, рассказал в субботу казанцам, собравшимся в резиденции "Штаб", лауреат премии World Press Photo 2016 Владимир Песня. Фотокорреспондент МИА “Россия Сегодня” показал свои лучшие снимки и ответил на вопросы полусотни молодых людей и профессиональных фотографов, которые пришли послушать его.

  владимир песня титул  

Владимир начал свое выступление с того, что показал слушателям подборку из 10 своих самых любимых фотографий, подробно рассказав про каждую из них. В подборку вошли снимки с чемпионатов, отдыха, с концертов, фото детей, фото с двориков детского дома. Вышло так, что не Владимир показывал свои работы, а скорее работы представили фотографа, показав слушателям, что за человек сидит перед ними и как он видит окружающий мир.

После такого знакомства Владимир сразу выразил свое отношение к состоянию фотожурналистики сегодня, рассказав о том, что сегодня она умирать не хочет точно. Тогда что же с ней происходит? По словам фотографа, она меняется, также как и весь наш мир. Она менялась всегда, а сейчас это происходит очень бурно. То, что было привычным вчера, становится архаичным уже сегодня, заметил журналист. Главное изменение Владимир видит в том, что в мире происходят технический и информационный прогрессы. На данном этапе фотожурналистика расслоилась на два течения – документалистика и обслуживание СМИ.

владимир песня фото 1

В СМИ взаимодействие фотографии и текста принимает стабильную форму. Фотография часто популярнее текста, она перестает быть его дополняющей частью. Картинка становится интересной сама по себе. Появилось такое понятие, как лонгрид. Владимир считает, что это очень интересный способ подачи информации, где наблюдается баланс текста, фото и даже видео.

Документалистика же сегодня существует скорее как исследование окружающего мира и даже себя. Но, по мнению фотографа, в документалистике важно понимать, что время одиночных красивых фотографий закончилось:

“Фотографировать просто хорошо, даже гениально, умеет сейчас огромное количество людей. Чтобы стать фотографом, достаточно иметь фотоаппарат и трудолюбие, это я без иронии говорю. Создавая просто картинки одиночные, ты находишься в массе хороших фотографов. Поэтому удивить сегодня можно только умением думать и умением рассказывать визуальные истории”, - отметил Владимир.

Для того, чтобы снять историю, мало просто нажать на кнопку фотоаппарата. По словам фотографа, история – это то, что ты рассказываешь людям, а не показываешь. Показать можно то, как классно ты умеешь снимать, показать можно новость. А вот рассказ отличается наличием формы, сюжета и композиции. Других ограничений не существует.

Основа фотоистории - тема, с неё всё начинается. В качестве примера Владимир привел в примеры работы советского фотографа Наума Грановского, для которого главной темой в жизни была Москва, и работы Йозефа Судека, его темой был быт Праги.

Тема

“Тема – это то, что интересует вас в данный момент, интересует настолько, что вы готовы рассказать об этом другим”, - поделился фотограф.

Существует два подхода к выбору темы:

1. Можно рассказать о том, что вас интересует уже давно, о том, что вам давно знакомо. Это тот подход, когда вы примерно знаете что снимать и как. 2. Второй подход можно обозначить так: “А не спеть ли мне песню о чем-нибудь”. То есть сначала выбирается предмет, а погружение в него происходит уже позже.

Фотограф отметил, что на самом деле неважно, какой подход выберет автор, самое важное, чтобы случилось погружение. Оно может случиться до съемки, может во время неё - это непринципиально. Однако, если погружение не произойдет, истории не получится.

Также для создания хорошей фото-истории важен интеллектуальный уровень рассказчика. Важно то, какие вы фильмы смотрите, какие книги читаете, и даже какую музыку слушаете: “К каждой фотографии мы готовимся всем своим опытом жизненным. Чем у нас он больше, чем богаче, тем больше мы можем выплеснуть через объектив”,- рассказывает фотокорреспондент.

Форма подачи

Здесь тоже есть два общих подхода – это типология и нарратив. Типология – очень старый метод, когда мы берем одну простую идею и делаем ряд снимков, объединяющих эту идею. Например, Август Зандер решил показать как выглядят немцы и снял историю по этому поводу. Типология - это набор отдельных изображений, каждое из которых не несет большого смысла по отдельности, а всплывает он только тогда, когда мы посмотрели все эти фотографии вместе.

Нарратив – противоположный метод трансляции истории с открытой концовкой. Здесь важен момент, ключевая точка, именно его нам нужно снять. В этом случае нам особенно важен зритель. Нам нужен подготовленная аудитория, которой мы сможем показать фотографию, и она поймет, о чем здесь идет речь, иначе всё бесполезно, отметил журналист.

Композиция истории

В фотоистории композиция – это завязка, кульминация и развязка. Владимир Песня отметил, что сегодня последний элемент часто, бывает, отсутствует. Главное, что законченная история – это ряд снимков, логично следующих друг за другом и составляющих одну картину.

Сюжет

Поделился известный спортивный фотокорреспондент и своими наблюдениями о выстраивании сюжета в фотоисториях - именно на его основе автор строит свой рассказ. В завязке фотограф-рассказчик втягивает зрителя в свою историю. Уже в первом кадре должна прятаться какая-то загадка, которую человек разгадает ближе к концу истории.

Рассказывая о том, что есть сюжет, фотокорреспондент показал казанцам свою серию «Хоккей в Ветлуге», которая стала лучшей фотоисторией в категории «Спорт» на конкурсе World Press Photo 2016.

“Когда мы разобрались со всем вышеперечисленным, нам ещё нужно понять, а как мы технически справимся со снимками. Нужно выбрать объектив, ракурс, надо продумать уровень доступа, может быть, нужно познакомиться с героем нашей истории. И вот только после всего проделанного мы с вами можем спокойно идти и снимать хорошую фотоисторию”, - рассказал фотограф.

The training session of the Shakhrinav's school football team, Tajikistan.

Публикация от Vladimir Pesnya (@vladimir_pesnya)

Кроме перечисленных советов, Владимир Песня таке ответил на вопросы казанцев, показал зрителям ещё несколько своих фотоисторий и оставил немного времени для личных вопросов. Так, на вопрос, что в жизни подстёгивает, заставлять двигаться дальше такого профессионала, Владимир рассказал, что вместе с единомышленниками заражён мечтой - сделать так, чтобы детские дома исчезли совсем. И делает для этого немало: некоторое время назад в его семье появился приёмный сын, а ещё у фотографа есть несколько "крестников" - детей, которые нашли дом и семью после того, как оказались в объективе Песни.

Посмотреть видеозапись встречи с Владимиром Песней вы можете по ссылке.

Читайте также: «У казанцев нет культуры ведения своих аккаунтов в соцсетях». Топовый блогер Айгуль Вишня оценила Казань в Инстаграме

Каролина Фасхиева

Фото: worldpressphoto.org, https://vk.com/kazanspace

Новости партнеров