26.04.2024 17:20

USD

EUR

Казань

«В семьях, где есть насилие, это продолжится». Эксперты и психологи - о декриминализации побоев и последствиях нового закона

Общество 09:05, 29.01.2017

Сегодня депутаты Госдумы РФ в третьем чтении приняли успевший уже стать скандальным законопроект о декриминализации побоев в семье, согласно которому теперь домашнее рукоприкладство наказывается уголовно только при повторном инциденте. Сторонники закона ратуют за то, что «бытовой шлепок» не должен стоить человеку свободы, критики опасаются, что это вызовет всплеск домашнего насилия в семье. «Казань24» вместе с казанскими экспертами разбирается в подводных камнях закона о «легальной порке»

Госдума россия

5 тысяч за синяк

Летом прошлого года парламентарии освободили россиян от уголовной ответственности за побои других лиц, если они происходят впервые. Однако на страницах Уголовного кодекса РФ осталось положение, согласно которому побои «близких лиц» по-прежнему считались преступлением. Это вызвало волну негатива – критики окрестили инициативу законотворцев «законом о шлепках» и обвинили их в нелогичности.

Во время выступления в Госдуме РФ сенатор Елена Мизулина заявила, что «закон о шлепках» – это «акт ненависти по отношению к семьям с детьми».

«Если вы шлепнули своего расшалившегося малыша, вам грозит до двух лет лишения свободы. А если ваш сосед побил вашего ребенка — все закончится административным наказанием», – заявила она, после чего депутаты предложили исключить побои «близких лиц» из числа уголовно наказуемых преступлений.

елена мизулина

Точку в распрях члены парламента поставили 27 января, и теперь за нанесение побоев «близким людям» полагается административное наказание в виде штрафа от 5 до 30 тыс. рублей, либо ареста на срок до 15 суток, либо исправительных работ от 60 до 120 часов. Наказать обидчика тюрьмой потерпевший сможет только при повторном обращении в полицию.

Под «близкими людьми» подразумевают близких родственников (супруги, родители, дети, дедушки, бабушки, опекуны, внуки, усыновители), а также те, кто имеет «свойство» с лицом, нанесшего побои, либо ведущие с ним общее хозяйство.

Что касается самих побоев, 116 статья уголовного кодекса РФ дает им однозначное определение – это «действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие вреда здоровью», а в простонародье – синяки.

«Теперь человек сам в ответе за то, что происходит в его семье»

Противники законопроекта полагают, что депутаты, сняв ответственность за рукоприкладство, тем самым развязали домашним тиранам руки.

Однако, по мнению частного психолога-консультанта Алины Шакировой, «там, где нет насилия, этот законопроект его и не вызовет, а в семьях, где оно есть, это продолжится».

«Противники закона считают, что раньше уголовное наказание как-то сдерживало «тиранов», но в реальности, согласно официальной статистике, на учете стоит гораздо меньше жертв насилия, чем есть на самом деле. Мужей, как и жен, которые ходят «отмечаться», показывают синяки – их куда меньше. Жертвы насилия сами не готовы на серьезные меры наказания в отношения обидчика», – уверена психолог.

«Я думаю, что это (смягчение наказания за побои – прим. ред.) может повысить ответственность жертвы за свое состояние. То есть, теперь она думает, что её готовы меньше защищать и это, возможно, как-то повлияет на неё и подтолкнет к тому, чтобы закончить отношения, где есть насилие. Этой мерой государство в какой-то степени переложило ответственность со своих плеч на плечи граждан. Их (жертв насилия – прим. ред.) ведь не лишили помощи совсем, им не говорят: “Разбирайтесь сами”, просто теперь человек сам в ответе за то, что происходит в его семье. Мне кажется, это в некотором смысле правильно», – добавляет эксперт.

Суровая уголовная политика, 630 тысяч людей в заключении

В 2016 году, согласно статистике МВД РФ, в Татарстане зарегистрировали почти 2,1 тыс. случаев побоев. Чаще всего от рукоприкладства в семье страдают женщины – 795 инцидентов, 225 случаев приходится на детей. В прошлом году правоохранительные органы республики расследовали 996 случаев домашнего насилия.

«Как ни странно, я поддерживаю в данном случае и тех, кто протестует против декриминализации первого зафиксированного проявления насилия в семье, и парламентариев, – говорит старший научный сотрудник Центра молодёжных исследований Высшей школы экономики (Санкт-Петербург) Искандер Ясавеев, – Эта дискуссия и столкновение разных точек зрения очень важны для российского общества, в котором домашнее насилие, – судя по данным социологов и повседневным наблюдениям, – очень распространенное скрытое явление. Многие родители применяют физическое насилие в отношении детей и воспринимают это как что-то естественное, не понимая, что дают тем самым сигнал ребенку: «Насилие нормально». Понятно, почему это происходит, их самих воспитывали точно так же. Многие мужья избивают своих жен, а возможностей открыто сопротивляться, менять ситуацию у женщин совсем немного. Поэтому я целиком на стороне тех, кто протестует против декриминализации и тем самым проблематизирует ситуацию с насилием».

gosduma3

«Вместе с тем, как социолог, изучающий системы наказаний, я понимаю, что в России запредельное, абсурдное число заключенных. Мы на первом месте в Европе по доле заключенных в составе населения и на третьем в Азии после Туркменистана и Таиланда. В Казахстане доля заключенных в обществе в два раза ниже, чем в России, в Украине – в три. Уголовная политика в России делает акцент на суровости наказаний, хотя криминологи давно доказали, что цели сдерживания правонарушений могут достигаться и без суровости, если обеспечена неотвратимость наказания, а именно с этим у нас серьезные проблемы. В итоге абсурдно суровая уголовная политика, 630 тысяч людей в заключении, страдают заключенные и миллионы членов семей, колоссальные финансовые расходы. Поэтому я поддерживаю декриминализацию и полагаю, что с домашним насилием необходимо бороться всеми силами, но не суровыми наказаниями, связанными с лишением свободы», – добавил Ясавеев.

«Хочешь бить – женись»

«Отношение к последнему решению Госдумы сложное. Я думаю, что ситуацию необходимо рассматривать комплексно, не в контексте последнего решения, а еще с лета 2016 года, когда начался процесс декриминализации этой статьи. Тогда получилась несколько странная и юридически нелогичная конструкция, но сегодняшнее решение депутатов Государственной думы РФ вполне понятно, хотя к первому по-прежнему остаются вопросы...», – рассуждает Артём Прокофьев, депутат Госcовета Татарстанf, второй секретарь Рескома КПРФ.

артем прокофьев татарстан кпрф

«Говоря о последних событиях, нужно отметить, что теперь со стороны правоохранительной системы, органов, которые занимаются вопросами материнства и детства, должна вестись усиленная профилактическая работа, направленная на снижение проблем в семьях, находящихся в зоне риска. Такая работа, на мой взгляд, компенсирует отрицательные стороны одобренного закона», – уверен коммунист.

После того, как президент России Владимир Путин подпишет принятый Госдумой РФ законопроект, оказаться сразу после драки в тюрьме рискуют дебоширы, предпочитающие размахивать кулаками из ненависти или вражды. За нанесение побоев не «близким людям» из хулиганских побуждений грозит до двух лет лишения свободы, и, судя по реакции пользователей социальных сетей, вопросы остались не только у татарстанского члена партии КПРФ.

Обитатели соцсетей сегодня вовсю соревнуются в остроумии и активно публикуют посты, посвященные законопроекту.

«Сегодня Дума разрешила стране абсолютно безнаказанно бить членов своей семьи. Теперь долг каждого честного человека усыновить депутата», – пишет пользователь  twitter Сталингулаг.

«Дума приняла закон о декриминализаци семейных побоев. Теперь на Первом будет программа “Бить здорово!” с Еленой Малышевой», – вторит Beka.

Завершает марафон юмора в микроблоге пост Ivan Semyonov: «Хочешь бить – женись».

Анна Кузина

Фото: kprf.ru, ria.ru, facebook.com

 

Новости партнеров