Общество 19:27, 25.07.2017
Исправительная колония №2 была создана на базе арестантской роты, и сегодня её величают самой старой колонией строгого режима в Татарстане. Арестантская рота в Казани появилась в 1837 году по указу Николая I после того, как он увидел бунтующих рабочих Суконной слободы и посчитал необходимым создать в городе место для отбывания наказаний.
В качестве локации выбрали окраину города в районе слободы Плетени. Подписанное Положение о создании Арестантской роты гражданского ведомства сохранилось и доступно для прочтения в музее. Изначально в роте содержали 200 арестантов, но со временем их количество существенно выросло.
Копии документов и фотографии, представленные в музее, говорят, что в довоенный и послевоенный периоды заключенных часто использовали как бесплатную рабочую силу. За счёт продажи выпускаемых в тюрьме товаров пополняли государственную казну. Ассортимент был разнообразным: от домашней утвари и одежды, кожаных изделий до сельскохозяйственного инвентаря, а позже – и военных изделий.
Например, во время Великой Отечественной Войны здесь выпускали противотанковые гранаты, снаряды и корпуса мин. Причём после войны за вклад в Победу колонии вручили Знамя Государственного комитета обороны СССР.
Кроме того, арестанты и заключённые часто трудились на городских объектах: прокладывали линии казанского водопровода, рыли канавы, чинили старые трубы, разгружали суда, расчищали городские площади.
Председатель организации ветеранов ИК-2 и одна из создателей музея Ольга Александрова, проводившая экскурсию, отметила важнейший момент в истории города – катастрофический пожар 1842 года. Тогда огонь уничтожил многие здания в центре города. И тогда людей из арестантской роты отправляли на восстановление домов и площадей, строительство новых зданий.
Интересно то, что долгие годы тюрьма имела собственный огород. Там выращивали не только овощи для арестантской кухни, но и цветы, которые пересаживали на улицы города сами же заключенные. Зачастую заключённых водили на сельскохозяйственные работы в другие районы города, на берега Казанки – на участки, где можно было вырастить и собрать хороший урожай.
«Заключенные работали в городе долгие годы, это считалось обычной практикой. А до 80-ых годов прошлого века даже сами себя охраняли, стояли на вышках по периметру территории – сказывалась нехватка персонала. Но сейчас, конечно же, такого нет», – добавляет Ольга Александрова.
Рассказала Ольга Сергеевна и об известных «сидельцах» колонии. Когда-то здесь содержали брата поэта Евгения Баратынского, а также отца Василия Аксёнова – Павла Васильевича. Есть сведения, что известного революционера, оратора и публициста Мулланура Вахитова расстреляли в тогда ещё Плетенёвской тюрьме на гауптвахте.
Одним из переломных моментов в истории колонии стали 90-ые годы, когда режима ещё не было, а производство холодного и огнестрельного оружия не приостановили. В колонии вспоминают, что люди боялись ходить вблизи «двойки», нарушения режима и «вольница» заключённых создавала большие проблемы для всей системы УИН России.
Сегодня ИК-2 имеет собственный литейный цех. Здесь выпускают обратные клапаны, канализационные люки, магнитные фильтры трубозапорную арматуру. Как говорится на сайте ФСИН, «колония практически в одиночку обеспечивает чугунными клиновыми задвижками территорию от Москвы до Урала».
Кроме того, на территории есть швейный, строительный и столярный участок. Производство, как и вся колония, занимает большую территорию – примерно представить это поможет макет колонии, расположенный посреди музея.
При ИК-2 есть школа, после которой все в обязательном порядке сдают государственный выпускной экзамен, а после проводят своеобразный выпускной. Также колония имеет свое профучилище, где заключенные получают образование, которое по закону им обязаны предоставить до 30 лет. Есть здесь и собственная больница, где, как говорят в колонии, условия даже лучше, чем в иных «гражданских» медучреждениях.
За работу в цехах осужденным начисляют деньги на лицевой счет. Каждый работает с трудовой книжкой. Кроме того, идет стаж работы, а по истечении одиннадцати месяцев заключенные имеют право на краткосрочный отпуск – они отдыхают, не выходят не работу. Многие выходят на свободу с определенными денежными сбережениями.
В книге А. А. Топорова «Охранять, созидать и жить», посвященной истории и настоящему ИК-2 (несколько экземпляров книги можно найти в музее колонии), указано, что самая большая сумма, накопленная к освобождению заключенного – 58 тысяч рублей (по состоянию на 2007 год).
Упомянуты в издании и неприятные эпизоды из жизни учреждения. Так, в 1967 году, когда «двойка» практически безупречно справлялась с беспорядками в своих стенах, после образовательных занятий один из осужденных по фамилии Кузьмин нанес несколько ударов ножом молодой учительнице. Девушка скончалась на месте.
За стенами исправительной колонии №2 осталось множество судеб, о которых история умалчивает, но что-то все-таки сохранилось. Например, альбом, сделанный руками осужденных в 1946 году. Просмотреть его можно в музее, который открыт для всех желающих.
Анастасия Михайлова
Фото автора
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Криминал
Кубок Конфедераций
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров