Дизельные электростанции обычно применяются в качестве основного источника электропитания жилых домов и промышленных объектов в течение длительного времени. В качестве резервного источника питания рекомендуется использовать бензиновые электростанции. Основная причина такого разделения труда заключается в достоинствах и недостатках бензиновых и дизельных электростанций. Основным преимуществом бензиновых электростанций является низкая цена, относительно стоимости дизельных электростанций. Однако в качестве основного источника питания бензиновая электростанция обходится значительно дороже из-за значительного потребления более дорого бензина. Особенно разница в эксплуатационных расходах заметна при питании нагрузки большой мощности. Кроме того,
дизельные электростанции, особенно с жидкостным охлаждением, оказываются значительно более надежными и безотказными.
При выборе дизельной электростанции необходимо убедится, что общая мощность нагрузки не превышает номинальную мощность выбранной электростанции. При этом важно учитывать, что асинхронные электродвигатели (особенно работающие в тяжелом режиме) в момент пуска потребляют токи в разы превышающие номинальные.
Дизельные электростанции различают по числу фаз, соответственно однофазные и трехфазные дизельные электростанции. Трехфазные дизельные электростанции очень часто покупают из-за их универсальности, потому что их можно использовать для питания однофазных и трехфазных потребителей. Однако, приобретая дизельную электростанцию руководствуясь такими соображениями, необходимо помнить, что одна фаза трехфазной дизельной электростанции, может обеспечить питанием потребителей мощностью, которая в три раза меньше заявленной, при использовании трех фаз. Например, электростанция мощностью 6 кВт, может обеспечить питанием однофазных потребителей общей мощностью 2 кВт. Кроме того, неизбежный при такой эксплуатации перекос фаз вызовет преждевременный выход из строя дизельной электростанции.
Важно знать, что для непрерывной работы в течение длительного времени могут использоваться только дизельные электростанции с числом оборотов вала 1500 об/мин. Дизельные электростанции с числом оборотов коленчатого вала 3000 об/мин. несколько дешевле, однако имеют более высокий расход топлива и меньший ресурс эксплуатации. Такие электростанции правильно использовать в качестве резервного источника питания, при кратковременном аварийном выключении.
Дизельные электростанции обычно производятся на раме со встроенным баком. Наличие виброопор уменьшает вибрацию и шум при эксплуатации. Электростанции также устанавливаются под капот, который защищает станцию от природных воздействий. Станция под капотом иногда устанавливается на шасси, что делает её полностью мобильной. Шумопоглощяющий кожух позволяет использовать дизельную электростанцию недалеко от места нахождения людей. Помимо этого, некоторые шумопоглощающие кожухи имеют теплоизоляцию, которая позволяет эксплуатировать электростанцию зимой, при минусовой температуре.