04.05.2024 23:02

USD

EUR

Казань

Бахчисарайский дворец

Полезное 13:48, 06.06.2012

Когда мне приходится бывать в Крыму, я всегда стараюсь посетить Бахчисарай с его ханским дворцом и знаменитым фонтаном, воспетый Пушкиным и Мицкевичем. Может, Бахчисарайский дворец и не следует безоговорочно назвать шедевром мировой архитектуры, но рассказ о нем будет уместным, поскольку ансамбль, безусловно, является одним из самых интересных и оригинальных сооружений Крыма. По выражению А. М. Горького, он является «золотым дном исторической науки», ведь там сохранилось много выдающихся памятников архитектуры разных эпох. В сооружениях дворца отражены все этапы развития крымской архитектуры XVI-XVIII вот. Несмотря на многочисленные перестройки в XVIII и XIX вв., Он донес до наших дней отзывы давно минувших лет. Строительство дворца связано с событиями конца XV в., Когда после вторжения в Крым турок, крымский хан Менгли-Гирей должен перенести свою резиденцию из Солхат (Старый Крым) в Бахчисарайскую долину, плотно окруженную со всех сторон скалистыми ущельями. В начале XVI века дворец был построен на берегу небольшой речки Чурук-Су, которая течет в ущелье, на склонах которой лепились домики старого Бахчисарая. Ансамбль дворца можно увидеть только тогда, когда пройдешь узкой улице довольно значительное расстояние. Панорама живописных сооружений дворца, минаретов, мечетей открывается на склонах горы. Через мост XVI ст. проходим к главным воротам. Над ними - павильон для сторожа. Со скрипом открывается тяжелые ворота с гербом Гиреев - змеей. Через арку проезда попадаем на широкий главный двор. Его со всех сторон обступили дворцовые сооружения. Большинство из них относится к XVIII в., Потому пожара 1736 г. уничтожил много домов дворца. На главный двор справа выходят главный дворец и высокая деревянная «Соколиная башня». Слева - большая соборная мечеть с четырьмя высокими, многие орнаментированными минаретами. Мечеть была перестроена в 1740 г. Позднее его фасад украшен живописными орнаментальными панно. За мечетью видно стену ханского кладбища, над которой возвышаются купола двух мавзолеев, а дальше - хозяйственные корпуса. Двор заканчивается садовыми террасами, которые поднимаются вверх по склону горы. Там, над зданиями дворца, стоит мавзолей Диляра-Бикеч, которая была прообразом пушкинской героини поэмы «Бахчисарайский фонтан». Главный корпус дворца состоит из группы зданий, связанных между собой переходами. Снаружи их украшают карнизы с резьбой и росписью. Кровля из красного и темно-зеленой черепицы. Над крышей возвышаются многочисленные, украшенные резьбой трубы. Через проезжую арку попадаешь в главный корпус, а дальше на Посольский двор - наиболее живописный и поэтический уголок дворца. Он всегда в тени, его со всех сторон обступили вечнозеленые кусты и деревья. Лучи солнца ярко освещают лишь прекрасный ренессансный портал и обитые железом двери, давно уже наглухо закрыты. Это - «Железные ворота», построенные, как показывает высокопарный надпись Менгли-Гирея, «властителем двух морей и двух материков» в 1503 г. Нет сомнения в том, что этот портал строил Алевиз Новый - он такой же, как и в Архангельском соборе Московского Кремля. Через прихожей попадаем в главное помещение дворца - дивана (зал ханского совета), а оттуда - в фонтанного дворика. Здесь размещены летняя беседка с красивым фонтаном посередине и небольшая мечеть. Широкие деревянные ступени ведут на второй этаж. В Фонтанном дворике - два фонтана в виде мраморных плит, откуда стекает вода. Это - «Золотой фонтан» 1733 и знаменитый «Фонтан слез», построенный иранским мастером Омером в 1764 г. над могилой Диляра-Бикеч и позже перенесен во дворец. Из отверстия в небольшую резную чашку капает вода, откуда она через край стекает в две нижние чашки - и так до самой земли. Когда смотришь на эти кап-лини-слезы, кажется, что мрамор плачет прекрасной пленницей, затерянной в ханской неволе. На верхней чашке лежат две розы - белая и красная. Такие розы когда-то положил здесь Пушкин ... На втором этаже много комнат, украшенных резьбой и росписью - посольский зал, парадные покои, «Золотой кабинет», расписан иранским мастером Омером в 1764 г. На стене сохранился высокопарный надпись: «Это сооружение, как солнечный свет, осветила Бахчисарай. Глядя на живописную картину дворца, ты подумаешь ... что это ряд морских жемчужин, это неописуемый бриллиант. Смотри! Это привлекательное место является источником радости, и каждый взгляд на него будет волнующим морем наслаждения ». Следовало бы дополнить автора этих строк, несмотря на поэтические сооружения Бахчисарайского дворца, нельзя не вспомнить море крови и слез, пролитых народом по вине жестоких властителей этого «райского уголка».

Новости партнеров