Обладатель многочисленных премий Владимир Хотиненко родился в 1952 году в небольшом российском городе Славгороде. Изначально карьера актёра не привлекала молодого человека, его путь был тернистым: после школы работал художником-конструктором, в 1976 закончил Свердловский архитектурный институт. Служил в армии, где и произошла знаменательная встреча с Никитой Михалковым, изменившая его жизнь. Именно она натолкнула его на мысль о пробах себя в индустрии кино. Хотиненко участвовал в создании многих фильмов на Свердловской киностудии, где он работал то в качестве художника-постановщика, то в качестве актёра. По старой дружбе снялся и в фильме Михалкова «Родня».
Уход Владимира в режиссуру состоялся так же внезапно, как и в актёры: в 1980-х он заканчивает Высшие курсы сценаристов и режиссеров и сразу же в качестве постановщика участвует в создании фильма «Один и без оружия». После успешного начала карьеры он не сбавляет шаг на пути к славе и успеху: сначала выходит фильм «Зеркало для героя», успешно возвращающий зрителя к древней, как и все войны в целом, теме потерянного послевоенного поколения, незаслуженно забытой и требующей о себе напоминания. А потом уже один за одним выходят его яркие, провокационные, экспериментальные картины «Макаров» и «Мусульманин». Они стали темой для многолетних обсуждений, вызвали серьёзный резонанс в среде критиков и навсегда увековечили имя Хотиненко в истории кинематографа. Контраст религий, оружия, заповедей – всё мелькает в этих знаковых фильмах.
Далее талант Владимира уже проявляется во всей красе, он создает такие популярные фильмы, как «72 метра», «1612». Последний был снят им так же по инициативе сыгравшего в его судьбе роковую роль Михалкова. Хотя и самого Хотиненко крайне интересуют темы, обращенные к историческому прошлому. В интервью он часто любит рассуждать на тему мистицизма, истории, государства.
Естественно, что повсеместное увлечение аудитории сериалами не обошло и поле деятельности Владимира. Но и здесь он создаёт нечто более интеллектуальное: от сериала «Следствие ведут знатоки», где он выступил снова в роли постановщика, до разнообразных исторических хроник.
С этого момента он начинает планомерно развивать историческую тему в своих работах и переходит к непростому жанру документального кино. Ряд фильмов религиозной тематики: «Паломничество в Вечный город», Остров». Здесь Хотиненко углубляется в тему духовной жизни общества, его истории и значения, многогранно охватывая различные источники верования.