Если вы хотите отойти от дел, и рядом нет никого, кому можно передать бизнес эстафету, или вы просто готовы искать новые направления деятельности, вероятно, вы рассматриваете возможность продажи своего бизнеса. Но если вам не удалось получить выгодное предложение, тогда как же вам действовать, чтобы найти покупателя? Если вы готовы двигаться дальше, вот несколько стратегий для продажи вашего бизнеса.
Заручитесь формальной оценкой стоимости бизнеса.
Потенциальному покупателю может быть мало поверить вам на слово, когда речь идет о стоимости вашей компании. Вместо этого проведите и предоставьте клиенту оценку стоимости вашего бизнеса от аккредитованной оценочной компании. Эксперт по оценке бизнеса пересмотрит данные, такие как ваши финансовые отчеты и бизнес-активы, чтобы определить справедливую стоимость вашего бизнеса. Это поможет вам подтвердить вашу цену, в случае если ваша цена совпадает с экспертной оценкой - но если есть разногласия, вам необходимо найти оптимальный коэффициент.
Распространите слухи.
Начните распространять известия о намерениях продать бизнес среди ваших друзей, клиентов и партнеров. В некоторых случаях даже ваш давний сотрудник может быть готов взяться за бизнес, или другие контакты в отрасли могут заинтересоваться покупкой. Если кто-то из знакомых проявляет интересы, проведите несколько встреч, убедитесь в серьезности намерений предложения. Экспертиза и исследования могут занять несколько месяцев. Дайте рекламу. Практика показывает, что найти покупателя в непосредственном кругу знакомых достаточно сложно, следовательно, нужно выйти на рынок продаж среди широкой аудитории. Найдите журналы, сайты и газеты, актуальные для бизнесменов и предпринимателей в вашей среде и разместите соответствующие рекламные объявления. Если вы хотите продать хостел, например, вы можете найти множество сайтов и журналов для владельцев и работников гостиничного дела, которые интересуются подобными объявлениями. Например, если ваша фирма оказывала юридические услуги, предоставлялась
регистрация юридических лиц, то объявление лучше разместить в журнала и на сайтах на тему правоведения и юриспруденции.
Найдите бизнес-брокера.
Если вам все-таки не удалось решить данный вопрос с помощью собственных связей или рекламы, возможно, пришло время, чтобы попробовать воспользоваться услугами бизнес-брокера. Бизнес брокер действует как посредник между вами и вашим покупателем и может оказаться полезным и при оценке стоимости вашего бизнеса (особенно полезным, если вы еще не получили аккредитованной оценки), при том же маркетинге кампании по продаже, а также при проведении всех первоначальных переговоров с потенциальными покупателями вашего бизнеса. Если же вы хотите продать свой бизнес так, чтобы ваши конкуренты не узнали об этом, работая с бизнес-брокером вы получаете определенные гарантии конфиденциальности. Этот метод, конечно, не является дешевым: плата за услуги бизнес брокера обычно составляет 10 - 20 процентов от покупной цены бизнеса. Однако если вам не повезло продать компанию самостоятельно, и вы направили все ваши усилия на рыночный бизнес, отвлекаясь от повседневных дел и обязанностей, именно брокерская помощь может быть самым оптимальным для вас вариантом.