Наверное, многие, выбирая помещение для офиса, особенно, на начальных стадиях развития бизнеса, стремятся в максимальной степени сократить статью расходов по его аренде. Особенно актуально это в настоящее время, когда кризисные явления заставляют все больше уменьшать объем административных расходов.
Естественно, самым простым вариантом было бы подыскать помещение с более низкой арендной платой в менее престижном районе. Однако офис является лицом предприятия, и этот вариант крайне негативен для фирм, напрямую связанных с продажами товаров или услуг и необходимостью личного посещения офиса клиентами. Для уже существующих предприятий это чревато ухудшением их репутации. Ведь многие клиенты могут увидеть в таком переезде финансовые проблемы у этой фирмы.
Небольшие фирмы, особенно занимающиеся в сфере продаж товаров или услуг удаленно, имеют преимущества, как в мобильности, так и в самой возможности таких переездов. Альтернативой для них может стать
аренда офиса в Москве в бизнес-центре, или же в торгово-развлекательном комплексе.
А, что же делать более крупным фирмам? Единственно верным и разумным решением является разделение структуры предприятия на основной и вспомогательный офис. Основной, предназначенный для непосредственного обслуживания клиентов, можно разместить в относительно небольшом помещении в престижном, респектабельном районе. А вспомогательный – переместить в отдаленный район и расположить, соответственно, в менее затратном помещении.
Подразделения, которые могут «пожертвовать» престижностью своего размещения, найдутся, наверное, на любом более-менее крупном предприятии. Например, с современным уровнем развития электронного документооборота постоянное присутствие отдела бухгалтерии в непосредственном соседстве с основным офисом совсем не обязательно. Также, на отдаленную территорию можно перенести помещение основного склада, оставив в основном офисе или магазине лишь небольшую площадь под оперативные нужды.