В соответствии с законодательством РФ, туристская индустрия – совокупность гостиничных комплексов, транспортных средств, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов оздоровительного, познавательного, делового и спортивного назначения, а также организаций, предоставляющих экскурсионные программы с услугами гидов-переводчиков, и организаций, занимающихся турагентской и туроператорской деятельностью. В туристской отрасли важное место занимают организации, которые создают и продают туры, организовывают и проводят экскурсии, оказывают любые другие туристские услуги. Именно к такому виду организации и относятся турагент и туроператор.
Туроператор – организация, чья деятельность заключается в организации, продвижении и реализации туристского продукта, зарегистрированная юридическим лицом или ИП. Именно туроператоры бронируют и проплачивают проживание в гостинице, заказывают авиарейс, обеспечивают экскурсионные услуги, предоставляют транспорт и прочее, что должно входить в тур. Помимо этого, туроператор устанавливает цены на сформированный тур, определяет политику предоставления скидок, а также отвечает за рекламу туров: издание каталогов, буклетов, участие в специализированных ярмарках и выставках. Реализация тура может происходить несколькими путями.
1. Реализация через турагентов В этом случае туроператор ответственен перед клиентом за достоверность информации и качество предоставления туруслуг.
2. Реализация только части туруслуг, а именно конкретную услугу, например, экскурсионная программа.
3. Самостоятельная продажа туров без посредника-турагента
Существует множество вариантов формирования тура. Например, туроператор отправляет туристов в другие страны по договору с местными турфирмами или с отелями. В таком случае, туроператор создает разнообразный по маршрутам тур, комплектуя его из экскурсионных услуг местных компаний, обеспечивая проезд с предоставлением внутримаршрутного транспорта. Или есть другой способ формирования тура с программой обслуживания туристов – непосредственно в месте приему клиентов, при этом туроператор работает на основе прямого договора с поставщиками услуг(отелями, развлекательными комплексами и т.д.). Консолидатор – туроператор, заказавший
чартер онлайн или любым другим способом, самостоятельно устанавливает время и аэропорт вылета/прилета и цены на билеты. Исходя из практики, обычно туроператором называют турфирму, сформировавшую минимум три составляющие турпродукта: проживание + перелет + страховка. Но сегодня не всегда возможно определить, кто поставщик, а кто производитель продукта, поэтому весьма сомнительно называть так все турфирмы.
Турагент – организация-посредник, имеющая лицензию юридеского лица или ИП, занимающаяся реализацией туров туроператора за комиссионное вознаграждение. Именно от качественной работы турагента зависит, какой в конечном итоге тур выберет клиент. Главная разница между турагентом и туроператором заключается в том, что турагент не формирует тур, а покупает его у туроператора уже готовым.
В настоящее время распространены организации два-в-одном: туроператор и турагент. К примеру, турфирма рекламирует созданный ею тур по Индонезии, выступая как туроператор. И одновременно продает тур на Кубу, организованный другим туроператором, выступая как турагент.