В современных условиях все большее значение приобретает личность руководителя.
Именно он должен сегодня:
-создавать рабочие места с заработной платой, которая бы позволяла бы им вести достойный образ жизни;
-обеспечить условия труда, безопасные для здоровья и не ущемляющее достоинство работника;
-обеспечить свободный доступ к открытой информации, быть откровенным с персоналом;
-адекватно реагировать на предложения персонала;
-в случае конфликтов открыто участвовать в переговорах с персоналом;
-гарантировать отсутствие дискриминации по любым признакам;
-обеспечить охрану труда, которая гарантирует отсутствие несчастных случаев и профзаболеваний;
-помогать персоналу в совершенствовании своих умений и навыков, поощрять производительный труд.
Обычно руководитель – специалист своего дела, но немногие из них знакомы с психологией отношений в коллективе, и потому сталкиваются с проблемами в управлении кадрами.
Сейчас практически все проверяют кадры на лояльность, но не все понимают значение этого термина. Он происходит от английского “Loyal” - корректное отношение к чему-либо или к кому-либо. Высокая лояльность персонала, которая является фундаментом фирмы, там, где персонал уважают, где наказания и поощрения справедливы, где персонал чувствуют свою значимость и значимость своего предприятия. Здесь персонал работает лучше, чем там, где зарплата выше, но ниже лояльность со стороны администрации.
На Западе, да и в СССР везде существовала система не только политического, но и нравственного воспитания. Сегодня роль воспитателя ложится на руководителя. Но проблемы в коллективе, как и в семье, в основном обусловлены неумением общаться, отсутствием психологической культуры, главное в которой золотое правило – относись к другим так, так бы ты хотел, чтобы другие относились к тебе. Необходимо различать темперамент работников – флегматик, холерик, сангвиник, для чего необходимо знать внешние признаки этих темпераментов.
Кроме того, руководитель должен доверять своим подчиненным. Конечно, границы доверия должны быть различны, проверять подчиненных тоже необходимо, однако иногда подчиненным нужно доверять. Как правило, наибольшее доверие оказываю заму. И если руководитель часто вынужден отлучать со своего рабочего места, то иногда бывает необходимо даже
заказать факсимиле и ответственность за его использование возложить на зама.
Практически все соискатели в своих резюме пишут «не конфликтен», «стерссоустойчив», «коммуникативен», «не амбициозен», но руководителю необходимо разобраться в значении этих понятий, оценить их важность в деятельности персонала, и, наверное, проверить, насколько написанное в анкете соответствует реальности.
Руководителя владеющего психологией, уважают, он обычно создает такой психологический климат в коллективе, когда персонал работает «не за страх, а за совесть».