Для того чтобы понять, почему на рынке сложилась ситуация симбиоза больших и малых фирм, следует понять, что же такое, по сути, фирма. Любое предприятие, будь то комбинат, фабрика, ресторан, кафе, управление, магазин, супермаркет, банк или институт является фирмой. Эти предприятия отличаются друг от друга по размерам, характеру выпускаемой продукции, профилю работы. Но все они являются коммерческими организациями, которые производят товары и услуги и продают их на рынке с целью получения прибыли. В этом и заключается само понятие «фирма».
Появится или «родиться на свет» фирма может по многим причинам. Прежде всего, производитель понимает, что выгоднее организовать хорошо устроенную и слаженную систему производства определённого количества товаров, чем делать каждую единицу товара поштучно. Можно использовать разделение труда – тогда производство будет производить большое количество товара, и это станет приносить хозяину прибыль.
Также создание фирмы избавляет организацию от многих так называемых трансакционных издержек, по крайней мере – существенно уменьшить их объём. Когда каждая единица товара производится поштучно, это занимает довольно много времени и ресурсов – для каждой вещи приходится закупать отдельное количество ресурсов, излишки при этом могут выбрасываться, деньги тратятся впустую. Это приводит к уменьшению прибыли.
При создании фирмы необходимо пройти немалое количество бюрократических инстанций, заполнить немало бумаг, благо, что на сегодня существуют юридические компании, в функции которых входит
регистрация ООО, ИП.
Так почему же наряду с крупными фирмами существует и множество малых?
Как известно, в большинстве стран экономика является «многоступенчатой» - в ней существует не только большой бизнес, ворочающий миллионами, но и множество маленьких фирм. Такая ситуация имеет свои причины. Фундаментом всей экономики является малый бизнес, занимающий около 95% от всей экономической системы. Например, в паре автомобили-бензин большие фирмы могут производить автомобили, а малые – строить заправочные станции. Друг без друга они существовать, естественно, не могут. Но каждый получает свою прибыль. Живучесть малых фирм состоит в том, что они могут быстро и безболезненно приспосабливаться к меняющейся ситуации на рынке, а сам размер их небольшой. Малая фирма может спокойно пережить кризис, не потерпев больших убытков – чаще всего это парикмахерские, небольшие семейные фермы, юридические фирмы, занимающиеся специализированной деятельностью. Обычно это те фирмы, которые оказывают услуги, без которых люди не могут существовать. В этом и заключается секрет малого бизнеса.