Чистку наружных поверхностей линз объектива надо производить очень осторожно и только в самых необходимых случаях.
Разбирать объектив категорически запрещено. После чистки объектив следует осторожно установить в оправу.
Цилиндрическую оптику тоже необходимо содержать в чистоте. При этом необходимо следить, чтобы на наружной поверхности линзы не осталось бы ворсинки от кисточек, так как она может исказить звуковоспроизведение. Вынимать тубус цилиндрической оптики из хомутика, а тем более разбирать его категорически запрещено.
Соблюдение правил смазки увеличивает срок его службы, улучшает качество проекции и звуковоспроизведения.
После смазки проектор необходимо тщательно протереть чистой тряпочкой. Смазывать проектор надо периодически.
Ремонт должен производиться регулярно по плану и носить предупредительный характер.
Известны три основных вида ремонта киноаппаратуры. Ремонт № 1 — текущий. Производится после 600 часов работы проектора. К ремонту № 2 — первому капитальному — приступают после 1 200 часов работы проектора, или спустя 600 часов после текущего ремонта № 1. Ремонт № 3 — второй капитальный — делают после 2 400 часов работы проектора, или спустя 1 200 часов после первого капитального ремонта № 2.
Многократный нажим зубьев грейфера и барабанов вызывает появление по углам перфораций еле заметных точек. Их называют надколом. Постепенно надкол перерастает в мелкую надсечку, а она переходит в глубокую. Положение кадра на экране становится неустойчивым. Фильм начинает рваться и в конце концов становится непригодным.
Кроме перфораций, изнашивается и поверхность фильмокопии. Они перерастают в крупные, на экране появляется так называемый «дождь».
Все это оставляет следы на фильмокопии. Нагар царапает фильм. На его поверхности появляются мелкие, а иногда и глубокие полосы, нагар тормозит движение фильма, создает дополнительное трение в фильмовом канале. А это вызывает повреждение перфорации.
Перфорации и поверхность фильма портит также сильный прижим фильма в фильмовом канале.
Значительные повреждения поверхности фильма, а иногда даже надрез края могут вызвать ролики, если они плохо вращаются или останавливаются.
Изношенные рабочие поверхности деталей фильмопротяжного тракта оставляют царапины по перфорации и фонограмме.
Деформированные бобины с погнутыми дисками также вызывают повреждения фильма.
Мы указали только основные причины, из-за которых фильм изнашивается иногда значительно раньше срока. Чтобы не допускать этого и обеспечить сохранность фильма, необходимо регулярно проверять исправность проектора.
Проверка производится так: берется около 1,5 метра пленки 100-процентной годности и склеивается в кольцо.
Кольцо заряжают в проектор с расчетом, чтобы пленка, проходя по фильмопротяжному тракту, не касалась неподвижных частей проектора.
Пленка заряжается, как обычно, эмульсионной стороной к объективу. На верхний сматыватель надевают 120-метровую бобину. На ее сердечник предварительно наматывается (по ходу вращения) два-три слоя чистой изоляционной ленты. Величину его можно проверить по держателю успокаивающего ролика. Ролик должен находиться в среднем положении.
Если удалось установить, что повреждения произошли от изношенности деталей проектора, необходимо намечаемый киносеанс перенести, а проектор сдать в мастерскую для ремонта.