Архив 08:54, 29.08.2016
Роза Жандарова - первая женщина, которая села за руль НЕФАЗа в Казани. На протяжении 7,5 лет она - мать двоих детей, педагог по образованию - вдохновляет своим примером остальных, улыбается пассажирам, меняет маршруты, но не изменяет себе. О том, как оказалась в мужской профессии и с какими трудностями приходится сталкиваться, укротительница «краснобуса» рассказала нашему порталу.
Несколько лет назад моя жизнь разделилась на «До» и «После». До – была семья и небольшой бизнес. После – расставание с любимым мужем, банкротство и долги, за которые у меня изъяли имущество. Так, я с двумя детьми осталась на улице. Пришлось выживать, скитаться по съемным квартирам.
После двух-трех лет скитаний, тогда, к счастью, у меня уже была работа, написала письмо казанскому мэру: «Я попала в трудную ситуацию. Никуда не денусь – долги отдам. Чем-нибудь помогите». В мэрии на «крик» о помощи отозвались и с указания Ильсура Раисовича предоставили временное муниципальное жилье. Поэтому, обращаясь к женщинам, оказавшимся в подобной ситуации, хочу сказать, что наше государство и городские власти не глухие и не слепые. Они не оставляют в беде и идут на встречу.
Как вы уже поняли, переквалифицироваться из преподавателя иностранного языка в водителя автобуса я была вынуждена из-за долгов перед банками. Когда поняла, что во втором случае смогу заработать больше, чем в первом, пошла учиться на категорию «Д».
Осваивала уроки вождения в группе из 30 мужчин. У одних мое присутствие вызывало улыбку, у других – ухмылку. Экзамены в ГАИ сдала без поблажек, с первой попытки и под общие аплодисменты.
Получив права, начала искать работу. Первое предприятие, в которое меня приняли, это республиканский автовокзал №7. Остальные автопарки не решались трудоустраивать водителя-женщину.
Помню, перед тем, как принять меня на работу, директор предприятия, его заместитель и начальник какого-то отдела долго совещались. Потом отдали меня на поруки бригадиру, тот посмотрел как я вожу, и доложил о результатах начальству.
Первым автобусом, который мне доверили, был небольшой пассажирский Хендай - маршруты 99а и 28а, ну, а когда начала трудиться в ПАТП №9, пересела за НЕФАЗ (маршрут №52). Сейчас я – сотрудник ПАТП №4.
Водители других рейсов смело могли меня «подрезать», устраивали перегонки и вели себя по-хамски. Тех, кто относился ко мне, как к женщине, можно пересчитать по пальцам одной руки. Такие обычно уступают не только дорогу, но и своих пассажиров.
Борьба за пассажиров – это жестокая битва. Буквально на каждом перекрестке тебя поджидают конкуренты – они подрезают, догоняют и устраивают гонки. От этого, конечно же, страдают пассажиры. Думаю, что дело в самой системе, так как она немного не продумана.
К счастью, все это у меня позади… Однажды, после очередных «гонок» я обратилась к директору автопарка с просьбой избавить меня от этой битвы за пассажиров и меня перевели на рейс 15-го маршрута. По моему мнению, он самый спокойный, все остальные – нет. Благодаря лояльности нашего руководства, тружусь на нем уже три года подряд.
Автодвижение в Казани можно назвать агрессивным. В других городах такой безобразной манеры вождения, как у нас, нет. Я имею ввиду не только своих коллег, но и автомобилистов. Понятия «автобус – приоритетный транспорт» для них не существует. Они поступают так, словно автобус ведет себя сам. Не думают, что в его салоне может находиться, к примеру, чья-то мама, сестра или жена с детьми…
С появлением автобусной полосы работать стало проще. Но все же: во время пробок автомобилисты «подрезают» автобусы и влезают на нее. Делают это, как правило, там, где нет видеофиксации.
Если говорить о качестве дорожного покрытия, то значительных ухудшений после Универсиады не заметила. Оно с каждым годом улучшается. Возможно, это связано с предстоящими соревнованиями, не знаю. Моим самым нелюбимым участком маршрута была Жилплощадка. Раньше там вместо дороги был «вибромассажер», сейчас же – «стекло».
К женщинам, управляющим автотранспортом, порой отношусь снисходительно, порой – насторожено.
Я работаю по графику «один через один». Время выезда мы - водители - узнаем с вечера. Самый ранний рейс отправляется в 05:14. Перед выходом на маршрут проходим медицинский осмотр. Рабочий день может состоять из 10-11 кругов, или, если длинные маршруты, из трех-четырех. Соблюдаем время, указанное в путевом листе («путевке»).
После окончания рабочей смены прибираемся в салоне своего автобуса, чтобы в надлежащем состоянии «сдать» его напарнику. С ним мне, кстати, тоже повезло – он хоть и мужчина, но довольно лояльный. Да и с кондуктором мы сработались. Родная дочь, как-никак (смеется).
За что водителей автобусов штрафуют чаще всего? За открытую дверь и присутствие кондуктора в водительской кабине, разговор по телефону, резкое торможение, выезд за стоп-линию. Протоколы о нарушениях ПДД составляются на имя водителя.
ДТП в мои смены происходили, но не по моей вине. В прошлом году за безаварийную работу меня наградили значком и вручили соответствующее удостоверение.
Как правило, есть довольные и недовольные. Среди первых – те, кто благодарит за плавную манеру езды, среди вторых – те, кто не прощает того, что можно было простить водителям-мужчинам. Жалуются в основном люди старшего поколения, которым я в дочери гожусь. Чаще – из вредности. Я же в ответ желаю им доброго здоровья.
Открою небольшой секрет – во время часового перерыва на обед я посещаю бассейн, что в «Комбинате Здоровье» (конечная остановка маршрута №15). Плаваю полчаса, принимаю душ и снова сажусь за руль. А еще я увлекаюсь бегом и восточными танцами. Годы идут… Старею, но с достоинством.
Замуж вышла в возрасте 20-ти лет. Прожили четыре года и разошлись. Банальная причина – пил, бил. Второе замужество – восемь лет совместной жизни – состоялось с очень хорошим человеком. Марат - воспитанный, заботливый и уважающий женщину мужчина. К сожалению, у нас не могло быть общих детей. В Центре планирования семьи нам сказали, что мы не совместимы.
Зная, как Марат мечтает о собственном ребенке, не могла лишить его возможности стать отцом. Ушла ради его же блага. Признаюсь, любила... Он настолько благородный человек, что дал моему второму ребенку свое отчество. Ему нет равных: не сравнить, не заменить. Он задал слишком высокую планку.
На протяжении шести лет после нашего расставания, Марат приезжал ко мне с предложением «начать сначала», но это роковое «вы не совместимы»… Чтобы не тратить его времени, в один момент я собрала волю в кулак, позвонила ему и протороторила: «Я выхожу замуж за другого мужчину». Соврала. Больше в моей жизни он не появлялся.
Автобус не оставлю, даже если выйду замуж. Почему? Потому что я не могу его предать! Он тот, кто меня содержит – мой мужчина, кормилец, верный и надежный друг, сила, опора и мощь. Буду рулить, пока бьется сердце.
Заветная мечта – построить дом. Как ее осуществить – не знаю. Ипотеку мне не одобряют из-за долгов, которых, кстати, осталось немного; родителям – в силу возраста. Сейчас у меня стабильная зарплата, мама и папа получают пенсию, дочь работает – возможности, к счастью, есть, дали бы ссуду. Миллиона рублей будет вполне достаточно. Вернуть его наша семья сможет в течение двух лет. А если честно, все эти трудности хочется взвалить на мужские плечи.
Я плачу оттого, что не могу отблагодарить своих родителей за подаренную жизнь. Плачу, когда знаю, что не могу, но очень хочу построить дом, в котором сможет собраться вся наша семья.
Всевышнего прошу, чтобы люди стали добрее, чтобы не было зависти, злости и агрессии. Чтобы за доброту он продлевал им жизнь!
Беседовала Яна Кузьмина Фото: автора, "Казань24"
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров