Общество 11:19, 05.05.2017
— Казань называют стыком Запада и Востока не просто так. У нас работает огромное количество компаний, которые относятся и к первому, и ко второму. В каждой из этих организаций есть какие-то определённые люди, которые пытаются внести свою лепту в облик города, - начал свой рассказ о современной архитектуре Казани Тимур Нугаев. Автор крупных проектов в центре Казани, таких как комплекс «Татсоцбанка» по ул. Чернышевского, привокзальная площадь, реконструкция клиники Грахе на перекрёстке Профсоюзной и Астрономической считает, что сегодняшняя Казань – город контрастов. У нас активно внедряют программы по сохранению исторических зданий, но при этом динамично развивающаяся Казань все больше теряет свою архитектурную осмысленность – единая городская среда разбивается буйной фантазией архитекторов: «Проблема Казани в том, что нет такого подхода, когда существует определённая цель, то есть когда надо предпринять что-то не ради того, чтобы сделать, а ради того, чтобы подойти комплексно и разумно. Нужно, чтобы и те, кто придумывает, и те, кто вкладывает, и те, кто воплощает, были на одной волне», - считает эксперт.
У мировых компаний есть целые отделы, которые занимаются поиском и "посадкой" конкретных объектов в зависимости от инвестиций и потребностей человека или организации. По мнению архитектора, в исторических центрах российских городов должны работать именно такие компании.
Тимур также отметил, что в нашем городе отсутствует единый регламент высотности зданий, нет зональных регламентов (обозначены только конкретные памятники) и нет единой концепции по улицам — все не подведено под общую черту. Важные требования к памятникам и историческим кварталам могут разрабатывать самые разные ведомства - администрация района или Минкульт. Зачастую это разные структуры, они не имеют друг к другу прямого отношения и, соответственно, не работают слаженно.
Спикер пояснил, что у каждого города неодинаковые методики развития и понятие исторического центра у каждого города тоже свое: «В Казани, когда компания собирается инвестировать тот или иной участок, всегда рассматривают конечную прибыль, в остальных городах нет такого определения. Мы живем в коммерческое время, и понятие прибыль для каждого своё, поэтому кто-то смотрит на историю, а кто-то — нет. Но когда коммерческое ядро инвестируется в согласии со средой и историческим аспектом, тогда может получится наиболее прибыльное дело».
Нугаев привёл в пример исторические кварталы в Голландии, которые находятся в стадии разрушения. Государство старается поддержать их тем, что некоторые объекты выставляют на торги за минимальную цену и продают буквально за 1 доллар. У нас же, по словам Тимура, сейчас ничего не продаётся за такую цену.
— В Казани нет целостности в историческом центре в плане того, что решаются проблемы по мере их поступления, нет общей концепции развития. Архитектором должен быть тот человек, который не просто рисует пустые картинки, а который понимает, когда наступает конечная точка того самого момента коммерции и когда качественная архитектура стоит на первом месте.
Эксперт считает, что к каждому объекту в историческом центре надо подходить в узком понимании, рассматривать с разных сторон: «В нашем городе нет системы, которая бы работала сама и могла бы структурировать лиц, которые задействованы в развитии исторического центра. У нас даже нет определённого исторического ядра, нет и определённой промышленной зоны. Всё пятнами: историческая зона у нас и в Кремле, и сейчас вышли поправки от министерства культуры одобрены достопримечательные местности части Соцгорода, часть Приволжского района. Если посмотреть генпланы Казани за долгие годы и вплоть до 2050 года, то город развивается, а исторические ядра одновременно и меняются, но в то же время формируются вокруг Кремля. Промышленные же зоны непрерывно скачут».
В центре Казани очень много старинных разрушающихся зданий, однако есть также и исторические объекты, которые уже отреставрированы, но годами стоят пустуют и никак не используются. Слушатели вечера спросили, с чем это связано?
Нугаев объяснил, что существует такие понятия, как обременение, залоги, наследственность и понятие государственной собственности. У государства есть программы восстановления памятников, которые ведутся строго на определённых участках. Многим объектам министерство культуры присваивает статус памятника архитектуры, как раз для того, чтобы они не были утрачены, и не было пустующих зданий. Если объекту присваивается статус памятника, то он автоматически попадает под контроль местного Министерства культуры, в нашем случае - Татарстана. Однако у исторических объектов всегда есть свои определённые требования к восстановлению, за которые не все готовы взяться: «Случается так, что приходит инвестор, который готов вложить определённую сумму денег в объект и хочет получить какую-то прибыль от этого. Но если сумма восстановления превышает сумму прибыли или падает ниже нуля, то объект замораживается и не каждый инвестор готов следовать необходимым пунктам восстановления, поэтому некоторые выставляют здания на торги, а участок автоматически оказывается в общем доступе».
Бывают случаи, когда многие памятники культуры отнимают за невыполнение обязательств или когда собственник передаёт здание по наследству: «Иногда собственник передаёт свои владения третьему поколению. А третье поколение — это чаще всего либо парень, который сидит целыми днями дома и ему ничего не надо, либо девушка, которая постоянно в работе и не знает, что у нее есть во владении. Конечно есть и те, кто, наоборот, знает, но ничего не предпринимает, потому что нужно вкладывать определённую сумму денег».
По словам Тимура, для решения проблемы пустующих зданий нужны грамотные, чёткие инвестиции, и люди в Татарстане в этом плане двигаются в правильном направлении.
Существует мнение, что инвесторам не интересны работы по перестройке исторических объектов. Многие вкладчики хотели бы добавлять в процесс реставрации что-то современное, но им этого не дают. Следовательно, деньги не вкладывают и здание не реставрируется. У слушателей вечера возникли сомнения, а что лучше: позволить внести инвесторам что-то новое и восстановить здание или оставить объект в полуразрушенном состоянии, но сохранить её историческую ценность?
— Существуют предписания, где есть определённые правила о реставрации памятников в соответствии их первоначального вида. Для этого ведутся работы в библиотеках, поднимаются архивы, анализируется изначальная ситуация и на основе этого создаётся проект. Такие работы отличаются от обычных, - заявил архитектор.
Нугаев пояснил, что власти не рискуют вносить в привычную архитектуру города что-то новое, так как возникают вкусовые противоречия среди горожан. В пример он привёл Лондон и Париж: «Вспомните, как лондонцы реагировали на огромное стеклянное здание, в котором 40 с лишним этажей? Люди сразу разделились: одним понравилось, что появляется что-то новое, а другим нет. Или вспомните памятник инженерного искусства Эйфелеву башню в центре Парижа. Почти 80 % парижан были против его возведения и ходили на митинги. Своё признание культурный объект Франции, как и его архитектор, получил лишь после постройки, когда со всего мира начали приезжать туристы.
Эйфеля никто не уважал. Да и вообще, всех архитекторов и проектировщиков не уважают. Относятся к ним только посредственно на основе политики бренда, то есть к тебе начнут прислушиваться только тогда, когда ты добьёшься определённых высот», - дополнил спикер.
Тимур Нугаев считает,что в Казани к подобным достопримечательностям можно отнести набережную — самую длинную в Европе: «Сколько вокруг стройки Кремлёвской набережной шло скандалов, говорили, что засыпается Казанка. До сих пор ведут дебаты, хотят исключить Кремль из ЮНЕСКО из-за Набережной».
Изменения и новшества зависят также от пути развития города, добавил Нугаев. Если, например, Лондон совмещает в себе и исторические, и современные кластеры, то в Голландии есть поселение, в переводе называющееся «Белый Городок», в которых нет зданий выше 2 этажей, начиная ещё с наполеоновских времён.
Присутствующие поинтересовались у эксперта, возможно ли внести стандарты по строительству казанских объектов, для образования единой архитектуры.
— У нас есть СНИПы и ГОСТы, их никто не отменял. Но растёт город, растут требования. Всегда будут внесены поправки по множеству нормативов. У нас одни правила на все объекты, есть некоторые адаптации под каждый вид, но здесь нужно понимать, что необходимо уметь лоббировать этими требованиями. Процесс создания архитектуры зависит от того, кто и как двигает этими нормативами. Архитектор сам себе создаёт правила, он должен понимать как объект выглядит изначально и что будет в результате после эксплуатации.
По его словам, из-за неумения работать с этими правилами из 100 выпущенных из института архитекторов только 10 работают по своей специализации.
В завершение беседы Тимур Нугаев отметил,что в Казани всё не так уж плохо и что в городе сегодня многое находится на начальной стадии развития. Он считает, что успех зависит не от одного человека, а от огромного количества людей, работающих во взаимопонимании и с общей целью.
Камиля Губайдуллина
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
Авто
АПК
Архив
Блоги и соцсети
Кубок Конфедераций
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров