Культура 15:07, 13.06.2017
На прошлой неделе в крохотном двухэтажном особнячке «Татаркино», что на улице Петра Алексеева, на импровизированный круглый стол собрались около двух десятков человек, причастных к республиканскому кинопроизводству. Лучшие киноумы республики обсуждали проблемы индустрии и решали, что же делать в ситуации, когда «всё есть, но всё равно ничего нет».
В дверях темного кинозала гостей встречал бывший руководитель телерадиокомпании «Чаллы-ТВ», а ныне сотрудник «Татаркино» Зуфар Давлетшин, который выступил одним из инициаторов встречи. Начало совещания скорее напоминало слёт старых друзей, заливисто смеющихся над шутками о фестивалях и громко приветствующих тех, кто только присоединился. В ожидании председателя Союза кинематографистов (далее СК – прим. ред.) Ильдара Ягафарова и режиссера Филиппа Абрютина, который занимает должность секретаря федерального объединения, собравшиеся кулуарно обсуждали коллег по цеху, травили байки и сетовали на опоздание высоких мужей.
Паузу ожидания заполнила директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова, поведавшая, что сегодня регион остро нуждается в национальном кино, а кроме того, запросы исходят и от прокатчиков. Вместе с тем, несмотря на активную работу как молодых режиссеров, так и старшего поколения, чьи авторские фильмы довольно высоко оценивает жюри кинофестивалей (к примеру, кинолента «Бибинур» Юрия Фетинга, снятая на казанской киностудии «Сабантуй», получила 9 наград – прим. ред), в Татарстане нет чёткой системы проката, нет системы по продвижению конечного продукта, а значит зритель не знает, на что идёт в кино. «Люди должны знать, куда приходят», – подчеркнула Айтуганова.
На несистемность кинопроизводства посетовала также и продюсер Марина Галицкая. Она уверена, что в республике отсутствует взаимосвязь производства, продакшена и проката.
«В Татарстане проблема – нет производственной мощности, на которой бы снимали фильмы, нет киностудий. Таланты уезжают в Москву! В республике нет политики в сфере кинопроизводства», – рассказала Галицкая «Казань24». Продюсер добавляет, что выпускники факультетов кино в РТ в основном задействованы в коммерческих проектах – реклама, клипы, ролики, – чтобы заработать себе на жизнь.
Еще одну болевую точку – смехотворное финансирование – обозначил прибывший-таки на собрание кинематографистов Ильдар Ягафаров. По его словам, 8 миллионов рублей, которые Министерство культуры РТ выделяет на кинематограф, недостаточная сумма для съемок качественных фильмов.
«Нужно жить с тем, чтобы систематизировать наши отношения с творчеством и с экономикой. Нам нужно осознать, как мы будет зарабатывать. Бюджет в 8 миллионов рублей в такой республике – это смешно. Мы должны делать хорошее кино, а не такое, чтобы просто было», – говорит Ягафаров.
О нехватке внимания со стороны татарстанского Минкульта к местному кинопроизводству после встречи сказал и Зуфар Давлетшин, который считает, что проблем в индустрии достаточно, но при этом помощи правительства не хватает.
Судя по всему, ситуация с «худым» финансированием в республике не изменилась за десять лет: тогда, в середине 2000-ых, отдельных режиссеров спонсировали «Татспиртпром» (комедия «Кунак» Раиля Садриева) либо местные предприниматели (фильм «Трехногая кобыла» Нуралии Замалеевой), неравнодушные к национальной культуре (данные портала etatar.ru – прим. ред.). Сегодня «киношники» по-прежнему вынуждены искать поддержку извне – например, на краудфандинговых платформах. Энтузиасты, снявшие первый татарстанский зомби-хоррор, который презентовали в кинотеатре «Мир» в марте этого года, собирали деньги на Boomstarter.ru. Собрать им удалось чуть больше 101 тысячи рублей, что даже по самым скромным меркам – сумма ничтожная.
Теоретическую надежду на безбедное будущее в собравшихся вселил московский гость Филипп Абрютин, правда сперва он отметил, что наибольший успех в стране имеет игровое кино не самого высокого качества.
«Либо я снимаю зрительское кино с обнаженкой и пошлыми шутками, либо фестивальное кино, очерняющее Россию. Священник в подвале торгует наркотой – это то, что имело бы успех на зарубежных фестивалях», – сказал он. Абрютин также рассказал, не уточняя дат, что столичные коллеги планируют снимать полнометражный фильм о молодежи, любви и спорте, работа над которым частично пройдет в Казани.
«Когда мы будем снимать картину, мы планируем привлечь местные кадры. Мы, московские кинематографисты, встретимся на площадке с казанскими кинематографистами, чтобы получился некий обмен опытом», – заявил секретарь Совета кинематографистов России.
Кроме того, по его словам, осенью состоится стратегическая сессия по развитию регионального кино по Татарстану. Первым регионом, где организовали сессию, стала Иркутская область, последнее собрание состоялось в Ярославле. По итогам стратегической сессии участники разрабатывают концепцию развития региональной кинематографии.
«У каждого региона есть своя специфика, и мы не можем снимать в каждом регионе много фильмов – в этом просто нет смысла. Есть регион, который имеет наилучший потенциал для образовательных проектов, другой – для прокатной инфраструктуры или для съемок фильма. Поэтому в сентябре-октябре мы хотим провести такую сессию, проанализировать, что здесь происходит, и вместе с вами можем сформулировать стратегию развития кино. Первичный вопрос, который мы обсудим с вами – какие ресурсы есть внутри и какие ресурсы принести извне, и дальше это на понятном, аргументированном языке донести до руководства республики», – пояснил Филипп Абрютин.
Неожиданный поворот беседа приобрела, когда режиссер затронул законопроект о пяти миллионах на прокатное удостоверение, который сегодня рассматривают на федеральном уровне. Очевидно, что никаких секретов Абрютин не раскрыл – Минкульт РФ планирует собирать с кинокомпаний по 5 миллионов рублей за «прокатку» вместо привычных 3,5 тысяч рублей, однако позже эти деньги кинопроизводителям возместят. Об этом в мае говорил директор департамента кинематографии ведомства Вячеслав Тельнов.
Должно быть, эта информация некоторым образом задела Ильдара Ягафарова за живое и, полагаем, именно поэтому председатель республиканского СК беспардонно взял со стола, у которого выступал Абрютин, телефон журналиста «Казань24» с работающим диктофоном и выключил аппарат, похоже, не найдя иной способ остановить запись, после чего вполне невозмутимо положил обратно. Результаты «демарша» Ягафарова: большая половина беседы кинематографистов оказалась не задокументированной… Хотя встреча была открыта для прессы и присутствие корреспондента согласовали организаторы. Возможно, местным творцам от «синема» не помешало бы уделять в фильмах больше внимания элементарным правилам этикета, чтобы не только дети, но и взрослые восполнили пробелы в воспитании благодаря искусству, а заодно подумать над тем, как правильно работать со СМИ и «зарабатывать» себе хорошую прессу?
Еще одной болевой точкой региональных кинопроизводителей, о которой говорили на встрече в «Татаркино», являются кинотеатры. По словам казанского режиссера Алексея Барыкина (в прошлом году выпустил фильм «Семейные хлопоты», попавший в прокат российских кинотеатров), единицы отечественных картин способны прорваться в прокат и конкурировать там с зарубежными и российскими картинами, причём борьба в любом случае будет неравна.
«Была бы абсолютно свободная конкуренция, если бы не было американцев. Когда какой-то региональный фильм выходит в прокат, то первым конкурентом для него являются американцы, вторым – москвичи, и он должен конкурировать на этом поле в совершенно неравных условиях. Региональные кинематографисты могут конкурировать на рынке, если дать им необходимые условия – чтобы было куда. Есть кинотеатры, которые могут показывать, но они все забиты другим кино, и туда невозможно втиснуться. Даже если дистрибьюторам понравится региональное кино, они не смогут его взять, потому что всё забито, причём на годы вперед», – пояснил в беседе с «Казань24» Барыкин.
«Закон о пяти миллионах, если он будет грамотно сделан и не ударит по регионам, по фестивальному кино, может стать спасительным, потому что «расчистит» места в кинотеатрах», – добавил он.
Говоря о якутском феномене самоокупаемого кино, который уже не первый год становится предметом обсуждения местных режиссеров, Алексей Барыкин замечает, что в Татарстане модель Якутии не приживется, хотя три-четыре года назад в республике серьезно задумывались о том, чтобы взять её на вооружение. По словам режиссера, сегодня рынок кино в республике Саха перенасыщен и переживает кризис – им попросту некуда расширятся.
«Якутия – это остров в каком-то смысле. Они огромными пространствами отделены от Москвы. У них своя культура, свои герои. Зрителю комфортно в этом вариться. Зритель в Казани очень избалован. Эту публику очень трудно удивить, плюс зритель не хочет понимать и принимать нечто своё самобытное. К тому же это публика, которая тяготеет к зарубежному и российскому кино», – объяснил Барыкин.
Он также отметил, что Татарстан должен поддерживать молодые таланты, так называемую «новую волну», которые уже наступают на пятки старшему поколению и способны конкурировать с бывалыми режиссерами на рынке кино, однако не все «старички» готовы к такой конкуренции.
«Новая волна, она уже практически поднялась, потому что молодых фильмов уже очень много, но, к сожалению, некоторые люди, связанные с кино, не хотят их видеть. Потому что у них есть свой круг общения, из которого они не хотят выходить. Создаются совершенно потрясающие фильмы, но люди из официального мира кино их не видят или не знают. На самом деле, волна очень мощная. Фильмы, которые идут по фестивалям казанским и около Казани, в основном сняты молодыми режиссерами. У нас возникает ситуация соперничества: старички остро чувствует, что молодёжь начинает их теснить, потому что молодые ребята отнимают хлеб. Надо открыть молодым кинематографистам возможность снимать. При любом раскладе будущее за молодыми кинематографистами», – заявил режиссёр и продюсер.
Один из представителей той самой «новой волны», режиссер-дебютант Павел Москвин в интервью «Казань24» пояснил, что на деньги, выделяемые правительством, снять масштабное кино, с которым можно выйти на федеральный уровень, почти невозможно.
«В Татарстане бюджеты, конечно, смешные. Снимать на эти деньги можно, но, чтобы выйти с этим на федеральный уровень – нет. Минкульт РТ разыгрывает гранты, и самый дорогой лот – всего лишь 2 миллиона рублей. А если скоро вступит в силу закон о пяти миллионах, то откуда режиссеры с двумя миллионами должны взять деньги, чтобы оплатить прокатку? У Министерства культуры, видимо, свои представления о том, на что давать деньги – на фильмы о татарской культуре, на татарском языке, с ярко выраженным национальном колоритом», – сказал Москвин. На свой фильм «Пустота» (закрытый показ состоится 24 июня – прим. ред) Павел собирал деньги, что называется, «с миру по нитке» – личные вложения, краудфандинг, помогали родственники и друзья.
При этом Москвин отмечает, что в вопросе развития кино в РТ «надо разделять документальное и игровое кино. С документальным в Татарстане всё в порядке, а художественное только зарождается. Бум в РТ начался совсем недавно, люди начали снимать, когда удешевилось производство». На вопрос, каковы шансы молодых режиссеров «пробиться» в регионе, Павел Москвин лаконично отвечает: «Всё зависит от амбиций. Можно и здесь устроиться, а можно и в Москву поехать, но там и конкуренция больше».
Возможно, однажды Татарстан расправит крылья на поприще кинопроизводства, но пока местные режиссеры в основном работают за идею, ради высоких целей и безуспешно бьются о стену непонимания Минкульта и других причастных к искусству «ответственных лиц». О необходимости развития регионального кино председатель СК Ильдар Ягафаров говорил полтора года назад, сразу после вступления в свою должность в декабре 2015 года, однако за это время ни его реплики по этому поводу, ни сама ситуация, кажется, не изменились…
Анна Кузина
Фото: tatar-inform.ru, kpfu.ru, kazan-mfmk.com, youtube.com
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров