Религия 09:45, 18.08.2017
Сегодня в информационном пространстве то и дело возникают истории о том, как верующие отстаивают свои взгляды публично. Самыми резонансными принято считать суд над уральским блогером Русланом Соколовским и регулярные споры и громкие заявления вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда». Что-то похожее временами происходит и с производителями питьевой воды - так, многие россияне удивились неожиданному сотрудничеству бренда «Святой источник» и компании-владельца прав на героев «Звёздных войн».
А это, кстати, не является оскорблением чувств верующих? Источник-то святой pic.twitter.com/OxMdiZusyM
— Nastya (@Minami_desu) 17 мая 2017 г.
С недавнего времени жители Татарстана заметили изменение этикетки на бутылках популярной воды «Раифский источник». Сейчас можно обнаружить, что с бутылок полностью исчез хотя бы намёк на храм именно в Раифе. Вроде бы, что может стоять за обычным маркетинговым ходом компании, разливающей воду? Однако казанский православный активист Дмитрий Клинцов считает, что именно ему принадлежит заслуга в редизайне этикеток. Мы пообщались с Дмитрием и выяснили, как после службы в вооруженных силах он предался постижению православия, изучению религиозных книг и пришёл к выводу, что изображение храмов на коммерческих продуктах - святотатство.
— Как вы пришли к выводу, что нужно вот так защищать свои религиозные взгляды?
— Все началось с поездки в электропоезде Казань-Вятские Поляны. Мы ехали в Вятско-Полянский монастырь, который туда переехал из Риги. Они в Риге терпели гонения от прибалтийских властей. Это началось при развале СССР. Они все в Вятско-Полянском монастыре — ревностные.
В поезде нас было шестеро. На лавке в электричке я увидел валявшуюся бутылку «Раифского источника». Мы ехали три часа, поэтому об этом — изображении монастыря на этикетке воды также побеседовали. Среди нас были прихожане различных храмов, в том числе из храма Николая Чудотворца на улице Баумана, и там особо ревностные прихожане. Мы начали кампанию за то, чтобы удалить изображение с этикетки. Ведь на ней изображен целый монастырь, хотя и частично. Если монастырь, то внутри находится храм, а внутри храмов — различные евангельские изображения, изображения святых.
А есть же решения Первого Вселенского собора, что мы поклоняемся не доске и не изображению, а первообразу. Есть даже праздник, во время которого всегда повторяется, что поклоняемся не доске, а первообразу.
— О каком празднике речь?
— Есть праздник по решению Первого Вселенского собора об иконопочитании. Различные сектанты, например, баптисты говорят, что мы поклоняемся доске. Мы поклоняемся не доске, а перовообразу! А если на бутылке изображен практически фрагмент монастыря, то там внутри столько святых… А мы это берем и в итоге отправляем в отхожее место.
Я был в Почаеве — одной из пяти Лавр. Это на Западе Украины. И там тоже разливается почаевская вода. Она развозится в больших объёмах, фурами-машинами. Там являлась Матерь Божья и оставила свою стопку на камешке. И там написано на бутылке, что этикетка содержит фрагменты священных изображений, просим не выбрасывать, а сжигать надлежащим образом! Такие предметы обычно или сжигают, или бросают в какое-нибудь чистое место. Например, пустить этот предмет по речке, чтобы его съели рыбки.
- И всё-таки, Дмитрий, что вы конкретно предприняли для того, чтобы убрать монастырь с этикеток?
- Мы провели акцию. Собрали около 200 подписей и направили письмо управляющему епархией – архиепископу Анастасию и управляющему Раифским монастырем игумену, а также и производителю воды. То есть, в три адреса написали письмо.
Архиепископ Анастасий не ответил, игумен на бумажном носителе тоже, а ответил сразу же производитель, даже не дожидаясь 30-дневного срока. Он сказал, что есть благословление патриарха на разлив воды из Раифского источника.
Руководители предприятия рассказывали, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй освятил источник в Раифском монастыре в 1997 году, при этом отмечая, что здесь «не выпускают и бутилируют «святую воду», и верующие люди прекрасно понимают это… И монастырь, и мы всего лишь пользуемся общей водяной скважиной. Никакого отношения ни монастырь к нам, ни мы к монастырю не имеем. Часть же дохода от реализации воды мы жертвуем на восстановление Раифской обители» - прим. "Казань24"
Кстати, в этом Варваринском храме служил отец Владимир Пономарев, он историк. Сейчас он перешёл в микрорайон Азино, и построил там храм Александра Невского. Отец Владимир мне сказал, что есть решение патриарха Алексея Второго, чтобы не наносить на различных атрибутах православную символику, другими словами — запретить ее. В интернете опубликовано это решение собрания Московской епархии.
Далее мы подготовили следующее обращение уже без сбора подписей. Я подписал его один, как руководитель инициативной группы. Обращение было следующим: патриарх приезжал в Раифу, освещал источник, но он благословлял разлив воды, а не нанесение изображений на бутылку. Они что-то мне ответили и, похоже, поняли, что им нужно что-то делать, чтобы устояла марка, бренд их воды. И производители стали закреплять за собой товарный знак и даже нанесли на бирке, что этот товарный знак принадлежит фирме ООО «Перспектива».
Решение проблемы не двигалось, заглохло, потому что Анастасий молчал. Игумен монастыря Всеволод Захаров, ныне покойный, тоже молчал. А потом во время поездки в Воткинск я познакомился с одноклассником игумена Раифы Всеволода Захарова по имени Николай. И по возвращению в Казань мы поехали к Захарову на прием.
Николай с Всеволодом учились вместе 10 лет, игумен жил напротив вокзала. Он очень не хотел меня принимать, но потом принял на две минуты и даже не благословил. Обычно перед приемом все священники благословляют пришедших к ним людей, а Захаров просто выбежал и сказал: «На две минуты». А сам говорил, наверное, минут 20, о том, что, мол, теперь давайте бороться с нанесением «ХВ» — надписей «Христос Воскресъ» на яйцах к Пасхе. Я уверил, что мы до такой крайности не опустимся. Он мне пообещал, что решит этот вопрос. То есть, производители, как минимум, с ним советовались. Потом, в связи с тем, что Анастасий и игумен не отвечали, мы подали заявление в церковный суд. В то время он находился в Краснодаре.
— Это был всероссийский церковный суд или у него была своя специфическая географическая привязка?
— Видимо на тот момент, когда мы обращались в церковный суд, все могли обратиться именно в Краснодар. А теперь церковные суды создали в каждой епархии, а в Москве находится вторая инстанция, что-то вроде Верховного суда. Из Краснодарского суда ничего не ответили. Но я понял, что местным настучали по голове.
— А как вы это поняли?
— Игумен не хотел встречаться со мной. Возможно, он боялся, что у него уменьшится один из источников дохода. На этикетке написано, что в действительности воду разливают не из Раифского освященного источника, а из совершенно другого источника, находящегося в заповеднике. Там об этом написано и указано место.
То есть бутылки с водой из Раифского источника – это просто бренд, бирка, и никакого отношения к Раифскому источнику не имеющий. Такое оболванивание людей. Ведь никто не читает, откуда вода разлита, когда обуяла жажда. Взял и выпил из бутылки, мало кто будет обращаться внимание на эти детали. Сейчас они поменяли этикетку. Но остались партии с прошлыми этикетками.
После нашего обращения и встречи с игуменом Всеволодом Захаровым, который сказал, что они переделают, просто изображенный храм был убран с этикетки. Но остались просто купола, а на переднем плане - Раифский лес.
— Эта ситуация касается только "Раифского источника" или и к другим брендам у вас есть претензии?
- Есть много других марок. Я много езжу по епархиям. Практически везде, во всех епархиях, используют православную символику в коммерческих целях. И даже не пишут, что это святыня, чтобы люди утилизировали надлежащим образом, не выбрасывали в мусор.
Я учусь в семинарии в Кирове на Вятке. Там тоже есть вода, но там прямо написано по благословлению митрополита Вятского Слободского Хрисанфа. А он был ректором моей семинарии, пока не скончался. Там на этикетке даже есть его подпись, прямо то, как он расписывается. Но ни в одной епархии нет такого, чтобы это не использовалось.
- И всё-таки, как этикетки с изображением Раифского монастыря оскорбляли ваши чувства? Ведь это даже своего рода продвижение святыни в массы…
- Как это оскорбляет мои чувства? Я был на Алтае в Бийске. Там в Успенском соборе, в притворе висит икона, а по краям иконы отверстия квадратные от ножек стола, которые заделаны инородным материалом. Икона использовалась как доска в столовой в семье неверующих. Это для меня ненормально.
Это тема может других не всколыхнула, но подвигла нас на действия. Все зависит от того, в каком состоянии находится человеческое сердце. Как-то я выступал с 42 псалмом из книги Псалтырь Давидова, которая написана еще до Христа. Я должен был прокомментировать псалом, который касался Вавилонского плена. 70 лет люди находились в плену и взывали к Богу с просьбами о помощи и освобождении, потому что вавилоняне были очень жестокие, жестокосердные, оскорбляют.
У нынешнего человека вместо сердца сейчас камень, которое нужно растопить, чтобы человек вернулся к первозданному состоянию. Как говорил Господь: «Если не будете как дети – не войдете в царствие небесное».
Люди бросают бутылки с изображением Раифского монастыря, едят на иконе Божьей Матери. Люди ведь становятся бесчувственными. Они чувствуют боль, если обожгут руку. Но более тонко чувствовать не умеют, потому что они не очищают сердце.
— Вы родились в Советском союзе. Как пришли к вашим религиозным взглядам?
— Я служил в вооруженных силах в Краснодаре. Родился и учился в Казани. В Краснодаре у меня родилась третья девочка и врачи поставили диагноз «угроза детского церебрального паралича». Я начал искать причины ДЦП. В город приехали наши родственники, забрали детей и увезли в Казань. В Краснодаре остался только я. Мне тогда было 33 года.
Мою дочь увезли в Верхнеуслонский район к целителю. Он был выпускником Казанского авиационного института и сыном ректора. Его звали Наиль Нигматуллин. Позже он присоединился к секте виссарионовцев. В эту секту вступил даже бывший директор национального музея РТ Геннадий Муханов. Но итоге я через Наиля открыл для себя Бога. Представляете, я – православный, открываю Бога через Наиля – татарина и сына ректора КАИ. На пятом здании КАИ на площади Свободы до сих пор висит доска в честь его отца – Рашида Нигматуллина.
Потом Наиль уехал с виссарионовцами в Красноярский край. А господь послал мне других пастырей. Я стал возрастать, брать религиозное знание.
— Наиль Нигматуллин был православным по своим религиозным взглядам?
— Мне кажется он и не мусульманин, и не православный. Он уже двинулся куда-то дальше. У него были такие практики над религиозными взглядами. Он говорил, что существуют ахаты – полностью просвещенные существа. Я думаю, что он двигался в этом направлении. И там уже говорят, что Бог-то один.
Беседовала Дария Ярхамова
От редакции:
В казанской епархии РПЦ ситуацию с претензиями со стороны православных активистов на запрос «Казань24» не прокомментировали. А вот производители воды «Раифский источник» оказались более внимательными к прессе: в компании пояснили, что вопросы по поводу изображения монастыря на этикетках появлялись довольно давно, хотя и редко.
Около года назад, когда производитель решил провести ребрендинг этикеток «Раифского источника», было решено использовать другие образы и символы, без изображения монастыря. Однако это решение никак не было связано с претензиями каких-то конкретных людей или просьбами представителей монастыря или епархии, подчеркнули в компании.
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
Авто
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Политика
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров