30.11.2024 02:33

USD

EUR

Казань

Юрий Быков: «Я не имею права никого тащить на баррикады, баррикады это смерть»

Архив 09:42, 20.03.2016

Вчера в кинотеатре «Мир» показали социальную драму Юрия Быкова «Дурак», а сразу после встречи режиссер ответил на вопросы зрителей. Причем многим вопросам он явно удивился.

Если и пересматривать фильм Юрия Быкова «Дурак», то только так — на большом экране, где видны мельчайшие морщинки на лицах и трещинки на натуре, в окружении полного зала людей, чтобы слышать их дыхание и реакцию на острые моменты, и в присутствии режиссера, чтобы можно было выспросить у него всё до мельчайших подробностей. И в этом плане вечер определенно удался. Отдельно хотелось бы сказать пару слов об организаторах этой встречи — «Татаркино» и кинотеатре «Мир». Большое спасибо, что пригласили режиссера в Казань и дали возможность с ним пообщаться. Но огромным минусом стало то, что общение это ограничилось буквально одним часом — после зрителей стали выгонять из кинозала со словами «вы нас, конечно, извините, но тут у нас следующий сеанс начинается». Это, мягко говоря, странно и некрасиво. И еще. Встреча с Быковым очень наглядно показала одну простую вещь: не надо в творчестве любого автора искать скрытые смыслы там, где их совершенно нет. Сам режиссер откровенно не ожидал, а потому очень смеялся, вопросов вроде «Есть ли какая-то связь между трамваем, на котором герой едет в конце фильма и трамваем, в котором едет героиня в «Рабе любви?» (фильм Никиты Михалкова, 1975 г. - прим.ред) или «Какую роль в ваших фильмах играет символика цвета и почему у Димы куртка красная, а у Маши пальто синее?». Про Казань «Я очень рад, что приехал в Казань, давно хотел здесь побывать. Пока не успел осмотреть город детально, но очень многое о нем слышал — что это один из самых благополучных и ухоженных регионов России и один из красивейших городов страны, — начал Быков общение со зрителями еще перед кинопоказом — рад, что есть люди, которые даже здесь знают о моем существовании. Хотя что я, Бог со мной, фильмы мои смотрят. Большое спасибо, что пришли. Я понимаю, что в наше время, кому это надо, по большому счету — кино печальное, жизнь сейчас и так тяжелая... В общем это огромный душевный труд и поступок, когда люди интересуются подобным кино». Про фильм «Дурак», драму и заработок Главным вопросом вечера после просмотра «Дурака» стало логичное — а как бы вы поступили на месте главного героя? На что Быков искренне признался — Бог его знает. И тут же ответил на следующий вопрос — прототипа у главного героя нет. «Ни для кого не секрет, что я не так давно в профессии. И собственно говоря я не рассчитывал заниматься положительным персонажем. Просто внутри возникла такая необходимость — и я поэксперементировал», — пояснил режиссер появление в фильме нетипичного для его работ героя. И тут же вернулся к первому вопросу: «Как бы я поступил на его месте... Могу сказать так: если бы я поступил на его месте по-другому, вероятно мне было бы еще хуже, чем сейчас. Я и так не самый, наверно, жизнерадостный человек». Почему многие его фильмы печальны, как и «Дурак» — просто потому, что жизнь по большому счету заканчиватеся смертью. «Важен процесс, путь. Поэтому Дима — герой, ведь он остался верен себе до конца, а на это не каждый способен. Счастье – это умение дистанцировать чужое несчастье от себя. Наверно нельзя быть счастливым, наблюдая, как рядом с тобой страдает или умирает человек. Поэтому я для себя это решил, смирился с этим и понял, что драматическое кино в чистом виде все же печально», — добавил режиссер. Неожиданно полным оказался ответ, о чем же снят «Дурак»: «Вообще весь фильм посвящен судьбе одного человека. Его задача — остаться верным самому себе. Нельзя бороться со стихией, природой, мирозданием. Вернее, бороться можно — победить нельзя. Но можно победить страх смерти. Мне кажется это главная задача по крайней мере тех людей, которые чувствуют в себе потенциал к этому. Способны ли к этому все люди и есть ли у них такая природная и социальная задача — не уверен. Но Диме было важно остаться верным самому себе. У него был только такой способ, к сожалению. Он не прагматик. Внутренняя организация юродивого предусматривает не рыночную систему, а абсолютное стремление к истине, чего бы этого не стоило. Об этом и картина». На вопрос, можно ли сегодня в России заработать на кино Быков ответил — конечно можно. Правда тут же уточнил, что на фильмах вроде «Дурака» ничего не заработаешь и его основной источник дохода это сериалы (Быков режиссировал криминальный сериал «Метод» с Константином Хабенским в главной роли — прим.ред). Про «Метод» и Хабенского — «Метод» является авторским проектом кинокомпании «Среда», я был режиссером, выполняющим поставленные задачи. Из моего там только борода, кепка, синий Mercedes и старый мельзавод. Работать с сериалом, командой было достаточно понятно и комфортно. А Константин Хабенский один из самых деликатнейших артистов первого эшелона, с ним очень приятно работать. Про чиновников — «Чиновники — это определенная каста. Если вкратце — каждый занимает ровно то место, которое занимает исходя из того, какие у него амбиции, характер, жизненные цели. В общем там сидят достаточно активные и прагматичные люди, которые знают, что жизнь это игра. Игра, в которой хороший игрок выигрывает и ему достается красивая женщина, машина, квартира, а плохой остается ни с чем. Про Министерство культуры РФ и Мединского — Чтобы всем было понятно, я не благодарю Минкульт и Мединского (благодарность им указана в титрах фильма «Дурак» - прим.ред). Я не правообладатель этой картины и вышеоказанная поддержка была получена сопродюссерами. Реакция Мединского на фильм мне неизвестна. Хотя однажды я с ним встречался, когда молодых режиссеров пригласили на встречу с ним «о судьбах российского будущего в кино». Он послушал нас 15 минут, выпил кофе и ушел. Про хэппи-энды и жизнь — Если смотреть историю, хэппи-энды придуманы американцами чтобы поддержать нацию во время Великой депрессии. Хэппи-энд — это условно-искусственное явление в драматическом кино, но оно проявилось, поскольку человек действительно хочет в любых обстоятельствах на что-то надеяться, думать, что даже если он пошел неверной дорогой, вдруг возникнет поворот, после которого раз — и все поженились. В жизни так не бывает. Но и не должно быть. Потому что за любой поступок надо платить. И либо мир материален и жизнь это испытание, либо... Понимаете, хвататься за эту жизнь любыми способами, искать в ней что-то положительное наверное нужно — есть в ней и любовь, и дружба, и верность. Но все примеры выдающихся людей очень трагичны, к сожалению, даже у моего любимого Чехова». Про экранизации, жизнь и смерть «Я считаю, что литература не экранизируема в принципе. Литература сама по себе полноценна и кино не может ее раскрыть. Кино изначально придумывалось по другим правилам и эмоции в нем всегда важнее, чем слова. Поэтому, что бы ни говорили, человеческое лицо в кино будет иметь гораздо большее значение, чем язык. Поэтому я не хотел бы экранизировать что-либо», — заявил Быков. Но есть два исторических события, которые интересны режиссеру. Одно из них — 26 августа 1812 года (Бородинское сражение — прим.ред). «Вообще крайне интересны события батального свойства, когда речь идет о жизни и смерти с четким пониманием себестоимости собственной жизни и собственной смерти», — пояснил он. «Еще ранее я говорил, повторю и сейчас, что я хотел бы снять фильм о событиях, произошедших в Украине. Кино, посвященное событиям конфликта между Центральной и Левобережной Украиной и Донбассом, — раскрыл Быков творческие планы — задумка очень простая — хочу понять, какие претензии у украинцев к русскоязычному населению и наоборот. Хочу понять, где эта трещина». Он уточнил — кино будет ни в коем случае не документальным, только художественным. «Я уже готовлюсь к этой работе, у меня была пара вариантов сценария, они пока меня не устраивают, потому что они не очень объективны — продолжил режиссер — Майдан действительно прошел. Он состоялся благодаря поддержке населения — и в то же самое время не состоялся. Я видел съемки и слышал рассказы очевидцев, когда были первые попытки, сразу после Майдана, приехать и пропагандировать на Донбассе — они не удались. Не смотря на то, что Украина 25 лет была предоставлена самой себе, на Донбассе эти настроения не были поддержаны. Вопрос, почему и что же там творится на самом деле». Про призывы и силу воли «Я не имею права никого тащить на баррикады, потому баррикады это смерть. У кого-то все нормально — семья, работа, дом, связи. Не у всех все плохо. Просто тем, у кого все хорошо надо понимать, что однажды те, у кого все плохо, могут появиться с ружьем или вилами. Это не обязывает ни к чему. Ни к милосердию, ни к состраданию, ни к пониманию. Все живут как хотят, как могут, как умеют. Понятное дело, что взрослая жизнь — не сказка. Но если вы собрались строить свою жизнь исходя из того, то ваша личная зона комфорта это самое главное, будьте готовы, что придется отстаивать ее очень жестокими методами. В том числе — пренебрегая жизнями и судьбами других людей. Это вопрос внутренней силы воли — способны идти по головам — идите. Если у тебя есть требовательность к себе внутри себя, то ты спокойно жить не будешь, в этом мире по крайней мере. Потому что он далеко не совершенен». Закончилась встреча неожиданно — Быков зачитал отрывок из «Евгения Онегина»: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, Кто славы, денег и чинов Спокойно в очередь добился, О ком твердили целый век: N. N. прекрасный человек. Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она; Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой, Как листья осенью гнилой. Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей. «Вот два противопоставляющихся лагеря людей. Одни думают, что Бог есть, и что есть какой-то высший смысл существования. Другие думают, что есть счет в банке и в принципе больше ничего не надо. Как этих людей примирить? Да наверно никак, они генетически разные. Но они всегда будут конфликтовать. Всегда. Главное понять, в каком лагере находитесь Вы». Елена Орешина

Новости партнеров