20.05.2024 21:41

USD

EUR

Казань

«Площадка, которая не контролируется Владимиром Путиным и его товарищами». Кто и как развивает Facebook-сообщества в Казани?

Блоги и соцсети 18:21, 07.02.2017

Скажи мне, в какой группе состоишь, и я скажу тебе, кто ты – портал «Казань24» подготовил обзор сообществ социальной сети Facebook, участниками которых являются многие жители нашего города и которые можно назвать одними из самых популярных среди горожан.

ТОП активных регионов в Facebook

В своем Справочном центре Facebook трактует понятие «Группы» как пространство для общения определенных людей с общими интересами. «Вы можете создать группу для чего угодно — семейных советов, команды для занятий спортом после работы, вашего книжного клуба — и настроить конфиденциальность этой группы в зависимости от того, кому хотите предоставить доступ», - пишет команда Марка Цукерберга.

Как показал мониторинг социальной сети, активных «пространств по интересам» у третьей столицы России на порядок меньше, чем, к примеру, у Москвы, которая лидирует по количеству FB-авторов среди регионов.

Тем временем, нам удалось найти на Facebook не один десяток казанских пабликов и, исходя из количества подписчиков в них, составить подборку наиболее популярных. Сразу оговоримся - ранжировать группы по степени популярности или значимости  в данном случае не стали по причине специфики самой соцсети: зачастую пользователей добавляют в те или иные группы без их заявок, а кроме того часть сообществ, хоть и имеют большое количество участников, совершенно неактивны.

Куда пойти в Казани

Контентом этого паблика интересуются более 14,5 тысяч зарегистрированных пользователей, однако «лайков» и «репостов» у записей на странице ничтожно мало (если соотносить с охватом аудитории подписчиков).

Можно сказать, что посты, одобренные администратором группы, – местным краеведом Леонидом Абрамовым – появляются с завидной регулярностью, но уникальность их содержания оставляет желать лучшего. 50% контента состоит из афиши различных платных мероприятий (в основном экскурсий), остальная часть, как нам показалось, - из переработанных в анонсы пресс-релизов.

Другая Казань/Городской гид/TatarISLAND

Группа, основанная велоактивистом Леонидом Ивановым в 2013 году, сегодня насчитывает порядка пяти тысяч подписчиков и почти три десятка администраторов. Наполнение такое же регулярное, как и у предыдущего паблика, с разницей лишь в том, что публикаций «рекламного» характера в «Другой Казани» в разы меньше. В группе освещают темы разного рода – от общественного резонанса вокруг переименования улицы Эсперанто, проделок, как пишут участники сообщества, «другана Шаймиева» Сибагатуллина и «пиара геев» за счет Ибрагимова, до культурных мероприятий в городе и фотохроники былых времен.

«"Другая Казань" - это культурологическая афиша, неформальный туристско-информационный центр, созданный не на муниципальные деньги, - поясняет автор и модератор сообщества Леонид Иванов. - Я не стану публиковать в группе записи связанные с прославлением вождей и местных царьков, Единой Россией и НТВ. Если и допущу, то в своеобразном контексте. Выбирая между государственной новостью и человеческой, я выберу сторону человека.

…Мое сознание больше находится в Фейсбуке, а во «ВКонтакте» я веду себя, как бот – просто проверяю почту. Уход Павла Дурова и приход гибридного государства сподвигли меня перейти на площадку, которая не контролируется Владимиром Путиным и его товарищами», - откровенничает Иванов в беседе с «Казань 24».

Казань. Я люблю этот город

Группа с более чем полутора тысячами подписчиков, одним администратором – Ленаром Юсиповым – и сплошным фотоконтентом. Без рекламы и иной информации коммерческого характера, и, судя по Caps Lock, криком души: «Попытка рассылки СПАМА среди участников группы - немедленный БАН!!!», - сообщает участникам модератор.

В описании группы он же приводит цитату из кинофильма «Служебный роман», про то, что «в нашем городе чересчур много жителей» (а вместе с тем и приезжих, и машин; всюду толкотня, давка, очереди) и о том, как слова признания в любви к Москве «безусловно подходят Казани».

Соцгород. Казань

Группа для тех, кто родился, проживает (проживал) и испытывает особые чувства к прошлому, настоящему и будущему Авиастроительного района. Ее создали работники редакции газеты «Соцгород плюс» в конце прошлого года, за обязанности администратора и модератора взялась редактор газеты Наталья Урейская. Подписчиков в паблике больше 170, многие из которых, если судить по количеству «лайков», особый интерес проявляют к публикациям ретро-снимков.

«Наша группа – отчасти "гибрид" газеты "Соцгород плюс". Приоритетная задача, которую мы для себя определили – способствовать улучшению микрорайона. Платформой выбрали Facebook, потому что сегодня здесь люди делятся своими мыслями и позицией, отношением к окружению и окружающему миру. Социальные сети, в принципе, хороши тем, что позволяют формировать контент, где каждый человек может поднять проблему, которая его интересует», - поделилась с нами создатель сообщества.

Казань. Современные хроники

Сообщество независимых журналистов, которые «не зависят от "генеральной линии" татарстанского обкома и рассказывают о событиях города, расставляя акценты там, где их чаще всего убирают «коллеги» из официальных татарстанских СМИ». Создал группу собкор «Независимой газеты» (что вполне логично) и редактор новостного портала «Чебоксары 24».

На обновления в «Современных хрониках» подписались порядка 400 человек. Основная часть контента – авторские статьи на остросоциальные и политические темы. Анонсов мероприятий в группе практически нет, как и нет бессмысленных фотоподборок.

«Изначальная цель создания паблика полностью совпадала с заявленной миссией в описании группы. Теперь это не более, чем пиар моих собственных текстов, которые я время от времени даю в "Независимой газете". Особый интерес у читателей вызывает всё, что касается деятельности татарских или русских националистов, в меньшей степени - религия и политика», - говорит администратор «Казань. Современные хроники» Глеб Постнов.

Казань. Нужные контакты

fb1

Больше 1800 человек состоит в группе «Казань. Нужные контакты». И хотя в описании к ней сказано, что здесь ищут «хороших специалистов в какой-либо области, помощников, тех, кто смог бы дать ценный совет», с полгода здесь в основном анонсируют спортивные или культурные мероприятия города, последние «нужные контакты» датированы летом 2016 года, когда здесь искали людей в массовку для съёмки фильмов и предлагали услуги репетиторов.

Основатель и администратор сообщества Лилия Цимбалистова рассказала, что формат группы с некоторых пор поменяла она сама, здесь стало больше объявлений о каких-то мероприятиях: «Мероприятиях, интересных с моей личной точки зрения. Нередко обращаются с просьбой поставить объявление о каких-либо услугах или мероприятиях. Если тема не противоречит правилам группы, я это делаю», - говорит Лилия.

По её словам, в основном жители столицы Татарстана подписаны на несколько подобных групп – в Facebook это, к примеру, «Другая Казань/Городской гид», «Путеводитель по Казани». А во «Вконтакте» это «Куда пойти в Казани», «Первый женский», различные тематические группы. «Большей популярностью во Вконтакте, на мой взгляд, пользуются группы, в которых можно получить ответы на волнующие читателей вопросы или получить полезный контент, ссылки, советы, мастер-классы и т.д.», - отметила Лилия. В глобальной же сети большая часть пользователей из Казани интересует история и жизнь города.

Республика Татарстан

фейсбук татарстан

Есть в Facebook своё официальное сообщество у Республики Татарстан - @nashtatarstan. Редкое пока явление для региональных властей – осмелиться работать в наиболее свободолюбивой сети. И хотя основное содержание постов – информация об успехах и достижениях региона, в сообществе состоят больше 2600 человек. Как говорится, значит это кому-то тоже нужно... Из интересных публикаций выделим красивые и информативные видео о республике, местных предприятиях и политическом бомонде.

СМИ в Facebook

Осознав потенциал Facebook не только в столицах, но и в региональных центрах, татарстанские СМИ стали активно использовать возможности этой социальной сети. Есть редакции, которые очень активно продвигают себя и свои публикации через Facebook. Более того – делают на него ставку и создают под глобальную соцсеть специальный контент. К примеру, запущенный в прошлом году проект Idel.Реалии регулярно публикует короткие видеоролики о наиболее злободневных проблемах и неочевидных тенденциях жизни поволжских регионов и Татарстана, в частности. У аудитории записи журналистов вызывают активный отклик – бывает, что один пост собирает по 200-300 «лайков», а также немало комментариев. Правда, зачастую это связано с рекламным продвижением таких постов – нередко рядом с ними видна отметка «реклама».

У деловой электронной газеты «БИЗНЕС Online» в сети Цукерберга представительство примерно такое же: около 2 600 человек подписаны на страницу газеты. А вот активностью и вовлечённостью аудитории страница похвастаться не может, хотя издание вкладывается и в создание отдельных картинок для соцсетей и выкладывает собственные видео.

Facebook-страница нашего новостного портала ненамного менее популярна одного из крупнейших республиканских СМИ: у «Новостей Казани» почти 1600 отметок «Нравится», довольно активные обсуждения под отдельными постами в сообществе. Например, анонс публикации о том, как Татарстан отстаивает должность президента был отмечен 120 пользователями, и многие из них принялись обсуждать, почему именно республика смогла в своё время отстоять своего президента, справедливо ли это было?

fb3

«Очевидно, что в сумасшедшем информационном потоке, который обрушивается на пользователей соцсетей сегодня, наибольший отклик у людей вызывают не просто новости и какие-то острые репортажи (как основной продукт СМИ), а их эмоциональная подача – через визуальные образы, через какие-то реплики главных героев и т.д.., - говорит главный редактор «Казань24» Сергей Магданов. – Поэтому при работе с сообществом в Facebook мы стараемся сосредоточиться на наиболее ярких, острых темах, которые могут тронуть многих людей, и рассказывать о них через призму нашего восприятия. Публиковать все материалы подряд и делать это часто здесь нет никакого смысла».

Что интересно - государственные СМИ в Татарстане пока то ли не видят перспектив Facebook в регионе, то ли не знают, как пользоваться сетью: так, у главного информагентства РТ - "Татар-информ" - всего лишь 399 отметок "нравится", а размещённые посты больше похожи на формальный репост сообщений с главной ленты сайта (без каких бы то ни было откликов у читателей, что характерно)... У главной же официальной газеты "Республика Татарстан" в сообществе Facebook всего 17 участников, а последняя запись датируется 22 ноября 2016 года.

А вот конкуренты (скорее по формальным признакам, но не по содержанию) из "Вечерней Казани" осваивают не самую популярную в России площадку соцмедиа очень активно: 6500 пользователей поставили отметку "нравится", и многие обсуждают и делятся публикациями газеты - хороший пример работы с новыми каналами распространения информации в испольнении традиционного СМИ.

Суперпопулярный «Рубин» и отстающий «Ак Барс»

Фото FC Rubin / ФК «Рубин».

Удивительно, но на данный момент самой популярной страницей-сообществом Facebook по Казани и Татарстану можно назвать официальную страницу ФК «Рубин» - почти 70 тысяч отметок "нравится". Такую бешеную популярность можно отнести как на счёт долговременной и целенаправленной работы клубного отдела SMM, так и популярности бренда FCRK - казанская команда известна по всему континенту.

Немало Facebook-болельщиков и у волейбольного «Зенита» - больше 11 тысяч состоит в сообществе команды. А вот «Ак Барсу» публика, обитающая в глобальной соцсети, похоже, не особенно интересна - несмотря на довольно неплохое содержание и визуальное оформление сообщества, в нём пока не набралось и 1000 участников.

За компанию

В списке зарегистрированных на Facebook сообществ из Казани и о Казани можно назвать много групп самой разной тематики, такие как «Помощь в получении кредита», «Казань116Против», «Казань Православная», «Ок, Казань», «Работа девушкам Казань», «Городская ЭКОБомба», «Подадим в суд на УК «Уютный Дом», «Анонимка Казань», «Вейп-барахолка», «Гей Казань», «Центр семейной психологии» и «Baby Mobil».

Принципы работы Facebook. Комментарий SMM

Фото Регины Кузьминой.

Редакция «Казань 24» поинтересовалась у известного казанского специалиста в области социальных медиа Регины Кузьминой о том, как работает механизм Facebook вообще и на региональном уровне в частности.

— Какие из местных групп на Facebook можно назвать сегодня популярными и как они становятся популярными?

— Роботы Facebook - чуткие создания. Если вы перестали вести группу - закрытую или открытую - вы исчезаете из ленты новостей подписчиков. Нет постов, нет комментариев, обсуждений и лайков – даже тысячи подписчиков не спасут. Я состою в нескольких закрытых казанских сообществах ФБ - дизайнеров, журналистов, пиарщиков. В последнем я админ.

— Насколько популярен Facebook в регионах? Много ли пользователей в Татарстане, и есть ли в России регионы с преобладающим количеством зарегистрированных в этой Сети?

— Лидеры по количеству активных пользователей ФБ – Москва и Петербург, дальше – города-миллионники. Города и веси - все в «ВК» и «ОК». Но ситуация меняется каждый день. Роботы «ВК» не так умны и сообразительны по выбору новостей и учету интересов пользователя. Те, кто это понял, переходят на ФБ.

— Назовите три характерные черты паблика, обречённого на провал.

— В ФБ «не выстрелит» повтор контента других групп или просто растиражированный в Интернете контент, частые посты со ссылками на сторонние источники, ссылки на Ютуб.

— Как отличить коммерческий паблик от некоммерческого? Эффективна ли реклама в пабликах? Если да, то насколько?

— Это индивидуально. Если врач дает вам советы по косметологии, он очевидно ждет вас на платный прием. Но вы сами решаете, считать ли эти посты рекламными. Сам ФБ не любит прямые призывы к продажам и не дает раскручивать такие посты

— Как пользователю защитить себя от навязчивого автодобавления в группы?

— Никак. Отовсюду себя отписать.

Ежемесячно социальной сетью Цукерберга активно пользуются свыше 14 млн россиян. Такие данные приводила представитель реселлера Facebook в РФ Айрана Монгуш весной 2016 года, отметив, что по сравнению с аналогичным периодом за 2015 год, российская аудитория ресурса выросла на 37%. Актуальных данных на начало 2017 года в свободном доступе мы не нашли.

Фото: скриншоты с публичных страниц Facebook

Новости партнеров