27.04.2024 00:58

USD

EUR

Казань

«Это не имеет смысла», или Как откровенный разговор с шефами ГИБДД превратился в «закрытый микрофон» для перевозчиков

Экономика и бизнес 23:20, 21.04.2017

Ошибки системы автоматического весового контроля, которые влетают перевозчиками «в копеечку», неожиданные штрафы за перевес на ось, непробиваемое законодательство и один разочарованный предприниматель – всё это обсуждали в пятницу на очередной встрече власти и бизнеса при участии бывшего главы татарстанской ГИБДД Рифката Минниханова и нового руководителя ведомства Ленара Габдурахманова. Подробнее о перипетиях общения госмужей и предпринимателей – в материале «Казань24»

рифкат минниханов штаб откровенный разговор гибдд

Властям – дорогу, бизнесу – деньги

В канун выходных бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов организовал в Казани открытую дискуссию почти шести десятков местных перевозчиков и представителей различных компаний с руководством ГИБДД Татарстана - прежним и нынешним. Рифкат Минниханов сегодня возглавляет ГБУ «Безопасность дорожного движения». Но и к нему, и к новому главному госавтоинспектору Ленару Габдурахманову вопросов было много.

Нагуманов, вероятно, чувствуя уже с первых минут, что традиционно интеллигентный характер полемики между бизнесом и властью в этот раз может измениться в сторону большего напряжения, заранее попросил собравшихся «ничем друг в друга не бросаться» и уважать всех участников беседы. Как оказалось, взывал к благоразумию сторон он не напрасно, но обо всём по порядку…

После формального отчёта-«пятиминутки» о работе Совета по предпринимательству первым слово взял предприниматель Евгений Кан, занимающийся перевозкой негабаритных грузов. Он рассказал Рифкату Минниханову, что при получении разрешения на тяжеловесный груз перевозчикам не всегда удается вычислить развесовку автомобиля по осям, поэтому приходится перестраховываться.

Вместе с тем, заметил Кан, «этого недостаточно. При минимальном нарушении осевых нагрузок 250-500 килограммов оформляется административный материал, а транспортное средство ставят на штрафстоянку». Вероятно, простой машины плюс штраф за перегруз влетают предпринимателю «в копеечку», поэтому он предложил оплачивать незначительные нарушения – ущерб до 10 процентов – «на месте» без составления административных документов. В качестве второго варианта Евгений Кан предложил делать перерасчёт – опять-таки без бюрократии, – если, например, «из десяти осей пробивает восемь».

Отвечая на реплику, Минниханов сперва обратил внимание, что «вообще-то это вопрос к Госавтоинспекции», поскольку ГБУ фактически не имеет отношения к весовому контролю. «Но раз вопрос адресован мне, я на него отвечу, так как не имею привычку не отвечать», – заявил он.

«Чтобы вы понимали, мы находимся на разных позициях. Мы за то, чтобы сохранить наши дороги. У перевозчиков основная задача развить бизнес и сохранить деньги», – продолжил спикер, заметив, что вопрос весового контроля в Татарстане стоит довольно остро еще с 2002 года, и в регионе уже есть свои механизмы урегулирования подобных ситуаций. По его словам, в вопросах перерасчёта диалог между регулятором и перевозчиками возможен, а вот оплата штрафа на месте – тема, закрытая для обсуждения.

«Игнор» федерального центра и послушные перевозчики

Тема весового контроля беспокоила также еще одного представителя сферы грузоперевозок Вячеслава Абрамова, который заявил высокопоставленным гостям встречи, что система автоматического взвешивания имеет серьезные недоработки. Абрамов заявил, что весы часто показывают неточные данные по перегрузу, из-за чего предприниматели других регионов «попадают» на миллионные штрафы. Предприниматель предложил использовать автоматические весы только для селекции автомобилей, а в частных случаях производить взвешивание «вручную».

Отметим, что Татарстан был лоббистом идеи об установке на дорогах постов автоматического весового контроля. По словам Минниханова, впервые такой комплекс внедрили в Нижнекамском районе, который, как он сам признался, действительно имеет погрешности – 5 процентов на общую массу и 11 процентов на ось.

Глава ГБУ также добавил, что в 2016 году татарстанское правительство внесло на рассмотрение Госдумы предложение об увеличении погрешности в других регионах до 16 процентов, однако в Москве на региональную инициативу пока не отреагировали. Минниханов заметил, что весы необходимо регулярно калибровать, чтобы минимизировать отклонения.

«В 2014 году с нашей подачи в России вообще появился автоматический весовой контроль, мы стояли у истоков. Однако, мы, наверное, станем последним регионом, кто его запустит. Будем ставить минимальные посты. В Татарстане всегда плавно входят в такие дела. Мы с вами давно работаем, с вами нужно аккуратно работать», – заявил директор ГБУ.

Завершая свою мысль, он отметил, что в Татарстане «самые законопослушные перевозчики», поскольку большинство дорожных нововведений республика апробирует одной из первых в стране, и когда наши водители приезжают в другие регионы, местные нормы и правила не становятся для них неожиданностью.

«В таком формате решать проблему невозможно»

Сюрпризом для Нагуманова и приглашенных гостей стал внезапный «крик души» учредителя компании «Полимер Корпорейшн» Владимира Монакова, которому не позволили занимать «эфирное время» длинными рассказами о проблеме грузоотправителей.

Эту тему незадолго до него затронула юрисконсульт менделеевского гиганта «Аммоний» Ксения Тишерская. Представительница организации, как и на минувшей встрече «Бизнес и власть» в Елабуге, пожаловалась на то, что компании регулярно выписывают штрафы за перегруз, хотя объективно ответственность за нарушение лежит на плечах перевозчика, а не отправителя.

По словам Тишерской, при загрузке автомобиля предприятие учитывает нормы конкретной дороги и «укладывается» в допустимую нагрузку, однако в пути маршрут водителя может пролегать по неровным дорогам, а сыпучие грузы меняют вес из-за тряски. Отсюда у грузоотправителя возникает логичный вопрос: как защитить себя от штрафов?

В ответ Габдурахманов предложил «Аммонию» прописывать в договоре, что всю ответственность за перегруз на себя берёт компания-перевозчик.

«Есть судебные решения, по которым отправители выиграли. Если перевозчик нарушил, на него накладывают штраф», – уверенно резюмировал Минниханов. Примечательно, что во время елабужской дискуссии, когда к ответу по этому же вопросу призвали заместителя прокурора Татарстана Марата Долгова, он заявил обратное.

рифкат минниханов ленар габдурахманов бизнес

«Звездный час» вышеупомянутого Монакова наступил через считанные минуты после слов экс-главного госавтоинспектора РТ. Он попытался рассказать об опыте собственной компании, которая выиграла в судах несколько аналогичных дел, однако Нагуманов, желая строго соблюдать регламент, прервал спикера и попросил перейти к сути. Но суть накипевшего у предпринимателя крылась глубже, чем позволяли рамки встречи, потому он экспрессивно отдал модератору микрофон и покинул зал.

«Я не могу короче! Возьмите тогда микрофон, я не буду больше продолжать, это не имеет смысла, до свидания. В таком формате проблему решать невозможно», – заявил бизнесмен.

Позже Тимур Нагуманов примирительно заметил, что инцидент останется на его совести. «Обижаться на модераторов во время таких встреч бесполезно. Мы всегда будем довольно жестко следить за регламентом», – заключил он.

Поступок предпринимателя не остался и без внимания бывшего шефа татарстанских инспекторов. Рифкат Минниханов строго сказал, что такой человек – не боец.

«Не знаю, как он суды выигрывал. Надзор никогда никто особо не уважал, якобы мы вытаскиваем деньги из карманов. Не всегда мы можем помочь, но стараемся решать возникающие проблемы», – прокомментировал Минниханов.

Против системы не попрёшь

Кажется, единственный вопрос, на который приглашенные спикеры смогли дать однозначный ответ, задала юрист «Булгарпиво» Энюза Андреевская. Выяснилось, что предприятие долгое время терзал вопрос о штрафе, который выписали их водителю на 1042 километре трассы М7. На участке «Москва – Уфа» во время взвешивания инспекторы выявили перевес, хотя по закону есть разрешенная нагрузка в 11,5 тонн.

Ленар Габдурахманов пояснил, что есть постановление Росавтодора, согласно которому осевая нагрузка в 11,5 тонн разрешена на дорогах, построенных после 2007 года, а на участках старше этого – только 10 тонн. Именно под вторую категорию попадает та дорога, на которой оштрафовали перевозчика «Булгарпиво».

ленар габдурахманов штаб перегрузка на ось

Пожалуй, самой разочарованной гостьей оказалась директор ООО «Бетоника» Светлана Апикова. Она пришла на встречу, чтобы найти поддержку у Рифката Минниханова касаемо выписки разрешений для «бетонщиков», в которых указывался бы определенный район, а не вся схема поездки.

«Зачастую заказчики обращаются в компанию вечером, ожидая поставок бетона рано утром. Вечером следующего дня, когда нами будет получено разрешение, бетон их уже не интересует», – говорит Апикова.

Правда войти в положение производителя бетона глава ГБУ не смог и пояснил почему: «Это невозможно в силу федерального законодательства, против которого не попрешь».

Позже в беседе с корреспондентом «Казань24» Апикова поделилась, что лично она не видит смысла в таком «Откровенном разговоре». «Проблема не решается. Тогда зачем это?», – грустно вопрошала она.

Очевидно, что ворох проблем в сфере грузоперевозок и взаимоотношений перевозчиков с ГИБДД не разрешить одним разговором на временами повышенных тонах, тем не менее бизнесмены хотя бы ещё раз смогли напомнить о наболевшем. Возможно, рано или поздно вода подточит камень.

Анна Кузина

Фото автора

Новости партнеров