Образование и наука 14:30, 27.10.2017
Формально все началась с фразы президента России, который на официальном мероприятии в Уфе сказал, что в национальных республиках должно быть реализовано право родителей на изучение родного языка. И только.
Первые прокурорские проверки не заставили себя ждать и в Татарстане, где, как выяснилось, русскоязычные родители давно копят обиды на Министерство образования и науки Татарстана из-за перекосов в объемах изучения русского и татарского языков. В настоящее время в школах идет совместная проверка Рособрнадзора и Генпрокуратуры , итоговые цифры представят общественности после 27 октября.
Мы о другом. Казалось бы, чисто методическая ошибка. В республике несколько лет реализуется программа двуязычия (государственными языками в регионе являются русский и татарский – прим. Казань24), однако чисто арифметически объемы изучения русского языка ниже рекомендуемых федеральными стандартами, отчего многие родители, как флагом стали размахивать тезисом, будто «татарский язык изучается в ущерб русскому».
Дошло до неоднозначного прецедента. Одна из родительниц даже подала иск в Вахитовский районный суд, считая, что её 8-летний сын был вынужден учить неродной татарский язык и потребовала компенсацию в размере 1 млн рублей.
В обосновании своей позиции мама ребенка пишет, что: «сын недополучил знания по русскому языку в школе, и поэтому ей пришлось нанимать репетитора, что повлекло за собой дополнительные денежные и временные издержки».
В этой истории любопытным моментом является то, что фамилия у истицы Гавриленко, что несколько размывает границы очевидности в дискуссиях.
Загораясь от эмоций друг друга, родители в мессенджерах и соцсетях стали жаловаться на качество преподавания татарского языка, требовать вообще исключить татарский из школ, а некоторые несознательные граждане под шумок предложили отказаться от учебы по субботам и перейти на «пятидневку» (это на фоне мировых-то трендов, когда образование в информационном обществе становится конкурирующим преимуществом стран и людей- прим. Казань24).
Не остались в стороне от активностей и сторонники татарского языка. В его защиту написали петицию, статус татарского языка в Татарстане поддержали популярные артисты, духовные лидеры и граждане республики, даже Всемирный конгресс татар обнародовал заявление, в котором удивился, как при «ущербе русскому языку» учащиеся Татарстана умудряются удерживать второе место в России по знаниям русского.
Скоро наступил момент, когда спорщики уже перестали слышать друг друга. И что печально, на фоне всеобщего пикирования тих и невнятен оказался голос именно того ведомства, которому по роду деятельности должен был обеспечивать равенство языков в общеобразовательной системе и должное качество преподавания татарского. Мы запросили комментарий Минобразования и науки РТ, однако на момент публикации не получили ответа ни по телефону, ни по почте.
Единственный поступок, по которому запомнился минобрнауки РТ, была экстремальная командировка главы ведомства Энгеля Фаттахова в Москву, чтобы, как писали местные СМИ, «решить судьбу татарского языка». Почему нельзя было обсуждать и решать эту проблему раньше, когда она еще не приняла форму лавины, неясно.
Мы попросили известных татарстанцев прокомментировать ситуацию.
Юрий Алаев, известный журналист, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник печати и массовых коммуникаций РТ
- В моем понимании, русскоязычные родители как минимум хотят, чтобы уроков татарского было не больше, чем русского. Как максимум, - чтобы они сами были вправе решать, надо их детям изучать татарский или нет. Проблема в том, что Минобрнауки РФ ещё в 2007 году исключил национально-региональный компонент из ФГОС, а Минобрнауки РТ продолжал включать его в учебные планы, что влекло перевес количества часов на татарский язык в пределах 10-15% общего объёма преподавания двух госязыков в РТ.
У властей Республики есть аргумент, который почему-то они не артикулируют: если русскоязычные дети обязаны изучать русский язык, то почему такая обязанность - изучать родной язык - не должна распространяться на детей татар? А детей удмуртов - удмуртский и так далее. Ни закон об образовании в РТ, ни закон о госязыках в РТ не предписывают обязательного изучения татарского языка (везде речь идёт о «родном языке»). Более того, в ст.2 Закона об образовании в РТ прямо записано, что он «состоит из Закона об образовании в РФ». То есть, даже на основании республиканского законодательства нет юридических оснований оспаривать установку ВВП и действия прокуратуры. Остаётся вопрос о равной обязанности обучения представителей различных этносов родному языку. Тут поле для дискуссий правоведов, учёных и политиков. А также и финансистов, потому что соблюдение такой обязанности означает необходимость подготовки учителей, хотя бы в младших классах на куче языков народов РФ во всех школах.
Тимур Кадыров, председатель Молодежной Ассамблеи народов Татарстан
Я думаю, не стоит объединять всех русскоязычных родителей в одно сообщество. Предполагаю, что некоторые из них хотели бы, чтобы их дети знали несколько языков, в том числе и татарский. Сейчас просто столкнулись с тем, что многие русскоязычные родители поймали "хайп" и пока эта тема в "ТОПе", есть шанс добиться своего. Конечно, они хотят, чтобы татарский язык убрали из обязательной образовательной программы. Причины у всех разные, но во многом схожие. К образованию всегда относятся, исходя из необходимости. Многие наверняка рассуждают, что знание татарского им не поможет поступить в институт. Ведь мы знаем, что школьники в 10-11 классах активно начинают готовиться к ЕГЭ, и им нужно сдать только 3-4 ключевых предмета, чтобы поступить в высшее учебное заведение, поэтому если есть возможность избавиться от дополнительной нагрузки, они с большим удовольствием этим воспользуются! Я думаю, эти проблемы начались с введением ЕГЭ в школах. Республика, я думаю, пытается отстоять всесторонне развитие личности, ну и, конечно, не потерять язык, а через него и культуру татарского народа.
Ну и, конечно, много сопутствующих проблем возникает при исключении татарского языка из обязательной программы. Одна из которых это - сокращение учителей татарского языка в школах. Получается, что они совершили большую ошибку в жизни, посвятив татарскому языку свою жизнь. Ну и мы можем представить, как на этом могут спекулировать все недоброжелатели Татарстана, а их немало.
Николай Токранов, учитель Татарстана-2012
- Не думаю, что родителей уместно делить по национальному признаку и тому, какой язык звучит в семье. Я, работая в школе, встречал достаточно родителей-татар, которые считали, что бытового владения языком достаточно, а тратить часы в школе следует на общеобразовательные предметы. Равно как далеко не все люди, этнически не относящиеся к татарам, были против изучения татарского. Вопрос вызывало лишь количество часов. Потому что родители всегда «бьются» за высшее образование своих детей, а значит упор, по их мнению, надо делать на математику, физику, химию и т.д. Думаю, мотивы нынешних споров изначально имеют те же корни, а не какую-то националистическую подоплеку.
О том, что именно пытается отстоять республика, мне рассуждать сложно. Рассуждая на обывательском уровне, я могу отметить, что у нас, к сожалению, по факту не решены вопросы федеративного устройства нашей страны. Отсюда и разное понимание прав, полномочий у федерального центра и , скажем, национальных республик. А потому то, что было можно вчера, сегодня уже преследуется прокуратурой. Несмотря на наличие или отсутствие тех или иных документов. И прогнозировать развитие ситуации я уж точно не решусь. Я лишь, пользуясь случаем, могу озвучить наше общее требование, обращённое как федеральной, так и местной власти: не выставлять «крайними» ни в чём не виноватых учителей и директоров школ. А на них - я точно знаю - сейчас оказывается колоссальное давление.
Роман Королев, предприниматель, владелец «Kingof Media»
- Я как русскоязычный родитель, проживающий в Татарстане, беспокоюсь не за количество часов на тот или иной язык, а качества их преподавания. У моих детей пятёрки и по русскому, татарскому и английскому, но нормально говорят, пишут и читают они только на русском. С одной стороны, это очевидно - они на русском общаются, с другой, зачем вообще тратить время на уроки, которые, кроме морального удовольствия в виде оценок, ничего полезного не приносят. А языки знать надо, я очень жалею, что татарский так и не освоил нормально. Поэтому для меня сейчас странно выглядят и борцы за татарский, и борцы против.
Этери Ильина, руководитель коллегии адвокатов «Этери и партнеры», член совета Адвокатской палаты, заслуженный юрист РТ (первое образование у Ильиной педагогическое, второе – юридическое.)
- Как я понимаю, родителей возмущает, что слишком много уроков татарского в школе преподают. Сама я – татарка, и до 3 лет говорила только по-татарски, это была позиция моих родителей, потом стала говорить на русском. Но когда я сама училась в школе, у нас был 1 урок татарский язык и 1 урок – татарское чтение. Тогда никаких официальных отказов от посещения татарского языка не было, просто некоторые дети не ходили, и родители не ругали, а оценку какую-нибудь ставили. Не было жесткого требования посещать татарский, за непосещение санкций не было.
Когда обучались мои дети, татарского стало больше, чем русского (соотношение 5/2 в неделю), что мне, как и многим другим родителям это не нравилось, поскольку экзамены в вузе сдаются, в основном, на русском языке, и нам хотелось, чтобы русского и татарского было хотя бы поровну. Что, в принципе, полностью соответствует Закону о государственных языках Республики Татарстан.
В Статье 9 указано, что «в государственных и муниципальных образовательных учреждениях преподавание русского и татарского языков, литературы на русском и татарском языках ведется в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, осуществляется в соответствии с федеральными государственными стандартами, татарский и русский языки общеобразовательных организаций, организациях профессионального образования изучаются в равных объемах, соответствующего уровня общего и среднего профессионального образования».
Сам «Закон о государственных языках РТ» дает достаточно прав родителям и всем гражданам. Так в ст. 8 указано, что «граждане имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения», «обучение детей родному языку является гражданским долгом родителя» . В этой же статье прописано, что «право выбора образовательной организации с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством».
Ситуации бывают совершенно разные, все семьи также разные, и потребности индивидуальные. У меня у подруга – русская, муж – русский, а сын закончил татаро-турецкий лицей. Это было выбором родителей.
Мое мнение как гражданина, как адвоката, как матери двоих детей, причем я - татарка, а отец моих детей – русский, такое. Что не должно быть перекоса ни в одну сторону. Право на изучение родного татарского языка есть, в Татарстане оно всегда было гарантировано и реализовывалось. Не должно быть перекосов в объемах, должен быть паритет.
К школе и образовательной деятельности я имею прямое отношение. 12 лет проработала в общеобразовательной системе, была зам.директора школы №6 по воспитательной работе. Тогда, когда я там работала, не было жестких программ, учебников по татарскому, однако уровень подготовки был таким, что никто из родителей не жаловался.
В настоящее время искусственно заостренно внимание на проблеме использования языков. На самом деле у нас в республике всегда гармонично проживали и русские, и татары. Свобода использования двух языков всегда гарантировалась государством. Много смешанных семей и никогда проблем не было. Кто хотел, давал оба языка, кто хотел - давал один.
Еще один аспект. Те, кто желают изучать язык, всегда есть возможность. В том числе русские, проживающие на территории республики, имеют возможность изучать татарский язык и культуру. Этого права их никто никогда не лишал, прав не ущемлял. Поэтому проблема не является самой актуальной.
Мне бы хотелось подчеркнуть, что в Татарстане много смешанных семей и каждая семья выбирает по-разному. Вот у меня друзья, мама- русская, папа-татарин, девочкам в 12 лет велели определиться, какую они выберут религию. Девочки выбрали мусульманство. Но говорят они только на русском языке, татарский понимают, говорить не умеют.
Республика у нас особенная, отношения - особенные, отношение к выбору языка для обучения и общения и выбора религии - оно все-таки должно решаться в каждой семье. Закон позволяет свободу выбора, главное, какое выбор сделают конкретные люди, конкретные семьи.
Пока готовился материал, стало известно, что общественники Татарстана подготовили резолюцию, где отметили, что «обоснованное недовольство русскоязычных родителей объясняется тем, что татарский язык изучается как родной, а таковым не является, а объемы изучения русского языка не соответствуют объемам, рекомендованным минобразования РФ. Кроме того, предъявляются нарекания по качеству обучения татарскому языку, перегруженности программ теоретическим материалом, а также недостаточным уровнем использования эффективных методик, направленных на коммуникативные навыки». При этом Ассамблея народов Татарстана выступает против отказа от обязательного изучения в Татарстане татарского языка и предлагает два решения:
- с 1 января 2018 года объемы изучения русского языка нужно довести до уровня, установленного Министерством образования и науки РФ.
- перейти к добровольной основе изучения татарского языка не ранее чем с 10 класса».
Читайте также по теме:
Рустам Минниханов: «Мы зашли слишком далеко с обсуждением языкового вопроса» Подготовил Владимир Сыченков,
Источники фото - ИА "Татар-информ", pixabay.com
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Криминал
Кубок Конфедераций
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес