Образование и наука 21:13, 04.12.2017
Вечер. В фойе Казанского федерального университета толпы людей. В программе очередная «Ночь науки», которая собирает сотни школьников, студентов и их родителей на научно-популярные лекции, занятия и встречи с интересными учёными.
Шестая серия проекта «PROНаука» под названием «Ночной переворот» началась с театрализованной демонстрации студентов 17-ых годов прошлого и нынешнего столетия. В.И.Ульянов-Ленин, недолго побыв в студентом Казанского университета, совершил коренной переворот в жизни страны и российского общества. Спустя сто лет студенты и преподаватели решили совершить свой переворот, поэтому «Ночь науки» была посвящена теме революции в 3 областях: обществе, науке и искусстве.
Перед началом научно-популярного лектория ректор КФУ Ильшат Гафуров поприветствовал всех гостей и рассказал о планах на ближайший год:
«Театрализованная демонстрация студентов состоялась. Мы возвращаемся во многом к истокам нашего университета. Этот год объявлен годом Николая Ивановича Лобачевского, великого нашего математика и ректора университета. В университете проводились мероприятия, посвященные его неевклидовой геометрии. Следующий год будет объявлен годом Льва Толстого, тоже бывшего студента нашего университета.
Об истории университета можно говорить много, но лучше казанцам потратить небольшое количество времени и поучаствовать в наших мероприятиях. Дальше мы, откликаясь на ваши вопросы, будем готовить мероприятия на 2018 год. Вы посетите новую лабораторию, будете в медицинском кластере и увидите, как меняется жизнь университета».
На открытии лектория присутствовал профессор Высшей школы исторических наук и Всемирного культурного наследия КФУ Индус Тагиров. В своем приветственном слове он упомянул о важности многовековой истории университета. Из стен alma mater вышли многие великие деятели, о которых написано много книг и опубликовано множество статей. Октябрьская революция имеет большое значение для столицы Татарстана, отметил профессор: «В Казани первыми в поддержку Февральской революции выступили студенты университета. Они 2 марта вышли на площадь и произнесли великолепные слова в поддержку будущего нашей страны. Не случайно эта площадь носит название «Площади Свободы», - поделился Индус Тагиров.
Особым гостем мероприятия стал Ричард Шэйн, профессор Калифорнийского университета, который стал лауреатом премии и медали имени Н.И.Лобачевского. Он подчеркнул огромный вклад Лобачевского в развитие науки, поблагодарил организаторов мероприятия и поделился впечатлениями о визите в столицу Татарстана, отметив, что Казань – это красивый и процветающий город.
Научно-популярный лекторий проходил до позднего вечера на 11-ти площадках. В течение всей программы параллельно работали 3 секции: «Общество», «Наука» и «Искусство», проводили мастер-классы по созданию супрематических композиций из разноцветных геометрических фигур, разрешению конфликтов, психологии и ораторскому искусству. Так же для тех, кто любит думать и проверять свои способности проходили научные бои, викторина «Великие научные открытия» и «Своя игра», игра «Что? Где? Когда?», а для будущих выпускников школ, которые хотели бы поступить в КФУ или еще не определились с профессией, организовали профориентационный тест, лекцию-мастер-класс «Как подать документы, не выходя из дома» и рассказали все о поступлении в университет.
Для детей организовали умные развлечения: интеллектуальные игры, мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек от проекта «Архидети», химический квест «По следам революции», а также яркую программу от проекта «Естественно, наука!», где в ходе химических и физических экспериментов, старинных национальных легенд и сказок юные гости вечера узнали, чем прославились Бутлеров, Зинин и Арбузов.
Атмосфера революции царила повсюду: научные разработки, эксперименты, 3D принтеры, фото-выставка, литературно-поэтический час «Время Революции», фотозона… Видимо, чтобы закрепить эффект, организаторы разместили на видном месте и портрет Владимира Ильича. Для тех, кто хотел бы познакомиться с ходом революции, узнать, как с ней был связан Казанский университет или проверить свои знания о ней, организовали экспозицию «История Революции», игру «Лабиринты истории. Великое святотатство» и квест «Код революции».
Ученики IT-лицея КФУ тут же провели презентацию своей системы «Умный дом». Большое внимание присутствующих привлек прибор Артура Лукьянова «SMART EL». Он представляет систему для автоматической фиксации случаев употребления табака в общественных лифтах. Когда датчик дыма фиксирует высокую загазованность в лифте, значит, кто-то начал курить. «Лифт блокируется. В это время отправляется SMS полиции о том, что кто-то начал курить. Полиция приезжает и взимает штраф с нарушителей», - объяснил Артур. К слову, во многих лифтах работает видеонаблюдение, поэтому полиции будет приходить не только сообщение, но и фото любителей покурить.
Работу секции «Общество» открыл директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леонид Толчинский. Свою лекцию «Век информационной революции: от коллективных организаторов до анонимных провокаторов» он посвятил оружию, которое работает порой эффективнее ядерного, - информации.
Начал он тоже с революционной тематики: рассказал, как ещё члены большевистской части Российской социал-демократической рабочей партии под предводительством Ленина задумывались о том, как объединить разрозненное общество, заставить на разных устах большой страны говорить одинаково, не забывая о том, что говорят вожди за пределами страны. Выбор пал на газету – коллективного пропагандиста и агитатора.
По мнению Толчинского, большевики были гениальны в том, что они первыми поняли, главное оружие в любой войне – это информация. Пока другие сосредотачивались на митингах, большевики издавали газету «Искра» большими тиражами. Эпиграфом к ней была фраза «Из искры возгорится пламя» - так и произошло. Они смогли сохранить единство, создать свою идеологию, находясь далеко друг от друга. Каждое последующее поколение усиливало эту информационную составляющую. Появилось радио, телевидение.
Развивая тему, экс-главред ИА «Татар-иформ» подводил слушателей к современности и рассказал о произошедшем 25 лет назад в его жизни «чуде». Знакомый Толчинского привез из США трубу длиной 25-30 см без провода, без кнопок и сказал, что скоро эта штука будет лежать в кармане у каждого мальчика и девочки, а родители будут знать, где находится их ребенок и как он учится. И уже тогда звучали предостережения не покупать сотовый телефон, потому что человек с ним потеряет свободу... «А мы рвались за свободой и потеряли ее с новыми технологиями. Началось то, что мы называем цифровой революцией», - добавил Толчинский.
Сегодня люди сами выбирают, что им смотреть и какие новости читать. Обличение, страх и коварство – это то, что захватывает человека, то, на чем работают все СМИ. Но теперь каждый человек может сам быть медиа и воздействовать на людей. Например, с помощью Telegram-каналов. Те же журналисты, которые не реализуют себя в полной мере в традиционных СМИ, публикуют невысказанную информацию в Telegram каналах чаще всего для легализации инсайдов, что в обычной журналистике затрудняет законодательство, рассказывал директор ВШЖиМК. В завершение он отметил, что появление интернета совершило революцию в информационном пространстве, а идея Ленина сохранилась, изменилась лишь форма. СМИ – это коллективный организатор.
Историк, социолог, культуролог, публицист и научный руководитель иерусалимского Центра изучения и развития современного искусства Алек Эпштейн поговорил с участниками «Ночи науки» о том, зачем изучать современное искусство.
В русском языке мы все говорим, современное искусство, а не актуальное. Существует 2 точки зрения о том, когда началась новейшая история. Одни считают, что в 1789 году, другие - в 1848 году. Современное искусство должно соответствовать своему периоду, считает Эпштейн.
Для того, чтобы решить эту проблему, был изобретен термин «contemporary art», который отделили от термина «модный арт». Когда люди говорят о фигуративной живописи, даже созданной вчера, они называют его модным артом, а не contemporary.
На примере своего израильского опыта Эпштейн говорил о том, насколько полезно социологам бывать в художественных музеях, общаться с художниками лично и как это поможет узнать им общество. Он считает, что центральным объектом искусства была, есть и будет именно картина.
Алек посещал музеи и мастерские израильских художников и дома наследников тех, кто ушел из жизни, именно как социолог и культуролог, чтобы сквозь призму созданных ими произведений искусства лучше понять израильское общество. Он посетил иерусалимскую студию одного из основателей ныне уже не существующей деревни художников Са-Нур Аркадия Лившица, тель-авивскую студию старейших израильских художников Йосла Бергнера, студии художников Михаила Яхилевича и Авраама Блатиты. Эпштейн беседовал с вдовой живописца Баруха Эльрона Лидией, с сыном художника Лео Рота Зали.
Социолог на примере искусства рассказал о развитии Израиля. Его культурная и научная жизнь намного старше самого государства. Европейские евреи, прибывшие в Палестину, еще до 1948 года основали не только два университета, но и свой оперный театр. Именно искусство положило начало истории Израиля, о чем знает далеко не каждый.
На примере работ израильских художников Йосла Бергнера «Памяти бабушки», Зеева Куна «Письмо без ответа», Лео Рота «Художник-иммигрант на берегу моря» и «Скрипач», Баруха Эльрона «Эмиграция», «Вавилонская башня» и «А судьи кто?», Авраама Блатита «Золотой Иерусалим», Аркадия Лившица «Книги-беженцы» и «Са-Нур. Памяти оазиса» и других Алек Эпштейн рассказал об истории Израиля, о том, как после лагерей смерти образовались палаточные лагеря репатриантов, как политика СССР повлияла на жителей, об эвакуации поселений из сектора Газа и Северной Самарии и многих других важных для Израиля событиях.
Сегодня социальные сети – часть нашей жизни. Кажется, регистрируясь в этих сетях, мы хотим общаться с друзьями, знакомиться с новыми людьми, работать, находить что-то полезное для себя. Но с кем на самом деле общаются люди в Сети? Ведь зачастую аватары на страницах – это лучшее, чаще отредактированное представление самого себя, либо не себя вообще. О том, как разделять виртуальное и реальное, рассказала доцент, кандидат психологических наук Инна Кротова в своей лекции на тему «Планета аватаров: революция».
Сегодня в аватарках мы закладываем смысл нашего современного представления о себе, о том, какой я есть в информационном пространстве. Однако не всегда в этом пространстве мы настоящие. Люди привыкли моделировать себя информацией извне, считает Инна. Почему это происходит? Потому что мы развиваем в себе физическое, социальное и личностное в разной степени, рассказала кандидат наук.
Есть люди, которые не считают себя личностью. Они чувствуют себя частью общества, а ведь им легко управлять. У других степень личного выходит за рамки. Такие люди чаще всего не замечают социума и его воздействия на них.
Инна провела с присутствующими несколько упражнений на осознание самого себя и испытание чувства любви к самому себе, а в конце подвела итоги:
1. Я в группе, а не она во мне. 2. Я ценю себя таким, какой я есть. 3. Моя имя – это я, а не сосед слева. Я такой один, я уникальный.
Читайте также: «Падали стены между науками, падали стены между людьми». В Казани прошла «бессонная» ночь науки
Ирина Егорова
Фото автора и организаторов "Ночи науки" в КФУ
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
Авто
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров