16.07.2018 13:44

USD

EUR

Казань

«Мы делали выставку, чтобы объединить людей». Благие планы и спорные места парка «Россия – моя история» в Казани

Образование и наука 14:36, 11.01.2018

Проект создания интерактивных исторических парков «Россия – моя история» Патриаршего совета по культуре продолжает свое шествие по стране и по лентам новостей: то сообщают о появлении парка в очередном городе, то пишут об обнаруженных фактических ошибках. 27 октября прошлого года выставка (или мультимедийный комплекс, как называют его создатели) открылась в Казани на территории «Казанской ярмарки» на Оренбургском тракте. Корреспондент «Казань24» прогулялся по парку с ученым секретарем Института истории им.Марджани Академии наук Республики Татарстан, одним из создателей региональной части выставки, кандидатом исторических наук Бахтияром Измайловым, и узнал, в чём были сложности составления казанского парка и как местным историкам приходилось подстраивать материал под федеральный шаблон.

 

россия моя история казань 5

Столица Татарстана стала седьмым городом после Москвы, где было решено воплотить в жизнь амбициозный интерактивный проект. Фактически сейчас он занимает два больших павильона выставочного комплекса «Казанская ярмарка». Масштаб у нас, правда, не такой как в Первопрестольной, где под парк выделено огромное двухэтажное здание площадью с большой жилой комплекс, однако размеры выставки, охватывающей период истории России с 862 по 2016 годы, все равно впечатляют. Вряд ли когда-то что-то подобное у нас реализовывали для посещения в течение продолжительного времени.

Главное отличие экспозиций в субъектах федерации от московской в том, что они имеют региональные вставки в виде отдельных стендов, посвящённых истории и культуре региона, а также проживающих здесь народов.

Вообще, надо сразу сказать, что это не типичный старо-режимный музей с бабушками-вахтершами и вывесками «Руками не трогать». Наоборот: здесь можно и нужно трогать абсолютно всё, поскольку никакого вреда экспонатам ваши действия не принесут: информацию до вас доносят сотни интерактивных карт, инфографика, анимация и многочисленные документальные фильмы. Работали над этим разнообразием специалисты Института Российской истории РАН, сотрудничавшие с научными институтами и музеями в регионах страны. Правда, до присоединения к России территорий, в частности, национальных республик, многие народы и части нашей страны шли своим путем исторического развития, и этот аспект в некоторых моментах стал предметом противоречий с общей – федеральной - концепцией парка.

 россия моя история казань 1

Опираясь на башкирский опыт

Первым городом после Москвы, где открылась выставка, стала Уфа. По словам Бахтияра Измайлова, при создании региональной части парка в соседней республике проблема оказалась в том, что материал собрали довольно разношерстный и концептуально не выстроенный. Одно из  противоречий возникло из-за фигуры Салавата Юлаева. Дело в том, что для башкирского народа Салават Юлаев – национальный герой, а в русле общероссийской истории – в первую очередь, сподвижник бунтовщика Емельяна Пугачева, смутьян и т.д..

«В Уфе подготовка материалов по региональному контенту была поручена Национальному музею Республики Башкиртостан. Собранные материалы были отправлены в Москву, где были отредактированы сотрудниками Института Российской истории. Но полученные обратно региональные стенды – уже самим башкирам не понравилось. И они буквально на ходу все переделывали и многое просто не успели сделать к открытию парка. Собственно, опыт создания исторического парка в Уфе заставил Фонд Гуманитарных проектов изменить техническое задание для региональных стендов и более эффективно выстроить работу с регионами. Учитывая этот опыт, в Казани мы, во-первых, разработали единую концепцию региональной части, которую неоднократно обсуждали. Во-вторых, у нас появились большие региональные баннеры на татарском и русском языках. Кстати, специально для Казани на двух языках был разработан и логотип исторического парка», - рассказал Измайлов.

россия моя история казань 8

При этом в татарстанской версии выставки получилось сделать более 40 региональных вставок, а в башкирской, по словам историка, на момент открытия их было около 10.

Однобокий взгляд

Открывается казанский исторический парк фильмом о происхождении татарского народа и тюрко-татарских государствах. Фильм был подготовлен «Татармультфильмом» совместно с Институтом истории им. Ш.Марджани АН РТ. Он дает наглядное представление о возникновении и развитии татар как этноса. О том, как шло движение народов в Поволжье и в Европейской части России до XIII века. В этом же зале еще одна карта – «Племена будущей Руси», хорошо знакомая по учебникам истории за 6-й класс. На ней хорошо обозначены славянские племена, варяги, хазары, но при этом нет ни булгар, ни башкиров.

«По сути, здесь представлен только русский народ. Но народов, проживающих на обозначенных территориях, очень много. Мы предлагали Фонду Гуманитарных проектов добавить на эту карту и другие народы: «Давайте как-нибудь продумаем этот момент». Но у них эта карта уже готовая и они не стали ее переделывать. Добавив на карту другие народы, можно было бы переименовать «народы России». Страшно то, что если позиционировать Россию в пределах Московского государства, то она и сожмется до его размеров. Мы здесь видим однобокий взгляд на население будущей России. А с этим шутить опасно», - объясняет историк.

Еще одним из противоречий является периодизация истории по русским царям. У нас в Казани она никуда не делась, но и о становлении, а также правителях Волжской Булгарии сказано немало. И здесь нельзя было обойти, к примеру, период до конца X – начала XI века, поскольку в эти 900-х – начале 1000-х годов происходили процессы, охватывающие многочисленные  тюркские народы. В частности, в 922 году Волжская Булгария приняла ислам.

россия моя история казань булгария

Бахтияр Измайлов подчеркнул, что какой-то жёсткой цензуры при отправке материалов в Москву не было. Все региональные материалы проходили проверку на достоверность в Институте российской истории РАН. Там ведущие специалисты вносили редакторские правки, выступали со своими предложениями, как представить региональный материл более интересно. Все изменения постоянно согласовывались в Москве и Казани. Таким образом, формировалось то, что называется региональным контентом парка.

«Ордынская Русь»

Проходим дальше и попадаем в один из самых тёмных, но в то же время неоднозначных с точки зрения многих историков период российской истории – монгольское нашествие. Да, именно «монгольское», а не «татаро-монгольское», подчёркивает наш спутник. По словам Измайлова, второй термин уже устарел, но иногда по-прежнему проскальзывает, даже в рамках одной выставки.

Несмотря на то, что Золотая Орда сыграла огромную роль для всего Поволжья, ей посвящено меньше стендов, чем Волжской Булгарии. Тут же рядом видим высказывания религиозных деятелей о православии из XIX века, на что получаем уточнение от Бахтияра: «Изначально создатели выставки хотели использовать цитаты и о нашем регионе, но по каким-то причинам отказались. То ли проверить их сложно, то ли в силу того, что не было возможности всё это воплотить в жизнь».

россия моя история казань история булгарии

Тут же рядом период феодальной раздробленности, стенд о взаимодействии Волжской Булгарии с русскими княжествами, информация о первых военных столкновениях булгар с монголами (как известно, изначально вполне успешных для булгар) и карта «Ордынская Русь».  По словам Бахтияра Измайлова, изначально весь федеральный зал назывался «Ордынская Русь», однако такое название, во многом весьма справедливое, вызвало серьезные споры в Москве. Все-таки традиционно Золотая Орда воспринимается именно как противник и тяжелое иго. В результате, название «Ордынская Русь» осталось лишь в названии карты.

«Хотя можно было представить по-разному. Например, с точки зрения веротерпимости Золотая Орда долгое время являлась примером сосуществования различных конфессий. Например, в региональном стенде мы указываем, что во время Золотой Орды была создана Сарайская православная епархия, представители которой участвовали во вселенских соборах. Конечно, нашествие Чингизхана стало страшным ударом для русских княжеств и Волжской Булгарии, но в то ж время, по сути, Орда сплотила сами эти русские княжества. Это даже дало своего рода толчок для их развития. То есть княжества, находясь под внешним давлением, смогли сформировать единое государство. Да, они возможно переняли многие авторитарные способы управления, но, так или иначе, это же судьбоносный этап в истории нашей страны», - считает ученый секретарь Института истории им. Марджани при АН РТ.

россия моя история казань 9

Бахтияр Измайлов отметил, что в числе народов, проживавших на территории Золотой Орды, находилось огромное количество этносов, составляющих население современной России и важно показать, что все они тоже участвовали в становлении нашего государства.

Новый город Казань

 

В экспозиции парка «Россия – моя история» есть немало карт, где показано территориальное расширение России в периоды правления различных царей. Например, можно увидеть, как при Иване Грозном Русское царство продвинулось на восток, захватив Казанское ханство. И здесь мы натыкаемся на интересную деталь, видя в списке «новых» городов, появившихся с 1533 по 1584 гг. Казань и Астрахань. Да, буквально так и указано – «новые города» Казань и Астрахань!

Как известно, будущий административный центр Казанской губернии и столица Республики Татарстан был взят войсками Ивана Грозного в 1552-м году, и уже тогда был крупнейшим городом Среднего Поволжья. Хотя, возможно, создатели выставки имели ввиду появление новых городов в составе Руси.

«Для них получается так: то, что стало русским - стало новым. Казань-то ведь не новым городом была, да и Астрахань тоже», - разводит руками Бахтияр, глядя на карту.

На взятии Казани историк остановился отдельно. Пояснил, что для татарского народа это, конечно, было трагедией, но говорить о том, что какая-то обида хранится века, было бы неправильно, поскольку мы уже долгие годы находимся в русле единого государства и отношения двух народов – пример толерантности и вековой дружбы, каких ещё поискать. А у Ивана Грозного даже был шлем с надписью «Аллах» на арабском языке (сейчас хранится в Швеции), а кроме того, Ивана Грозного поддерживали и многие татары, проживавшие в границах русских земель или перешедших на сторону царя. Так что переплетений судеб и истории народов очень много.

Близко к этой же экспозиции расположен интерактивный стол, на котором показаны 3D-модели городов Средневековой Руси (в федеральной части выставки парка). Причем, хотя в Уфе гораздо меньше региональных вкладок, местный Кремль в экспозиции представлен, и довольно подробно, тогда как казанский художники почему-то не прорисовали (возможно, в силу сложности работы).

россия моя история казань 11

Щепетильный момент

После вхождения в состав Русского государства Казань стала центром огромного региона, включавшего в себя территории, где постепенно сформировались такие города как Самара, Саратов, Йошкар-Ола, Уфа. И тут уже в целом рассматривается жизнь большого Казанского края.

Смутное время в экспозиции представлено очень широко, однако казанская часть ограничена небольшим уголком, в котором посетителям рассказывают о попытке русских феодалов во главе с дьяком Никанором Шульгиным создать независимое Казанское государство, и об участии некоторого числа служилых татар в ополчении и Земском соборе, на котором избрали на царство Михаила Романова.

Болезненной темой из того же периода на рубеже XVI-XVII веков является активная христианизация населения Поволжья. Этот момент при создании выставки постарались обойти. Москва попросила представить тему всё-таки не с точки зрения насилия и личных трагедий.

Православие, самодержавие, народность

 

россия моя история казань 4

По словам Бахтияра Измайлова, единая концепция у выставки есть, и она крутится вокруг указанной выше триады, а под неё так или иначе приходится многое подстраивать.

«Возвращаясь к теме религии: мы даем материал про новокрещенские школы. Причем татар в них было не так много, в основном чуваши, марийцы, ставшие частью православного мира», - объяснил региональный куратор выставки.

Период правления Алексея Михайловича, Ивана Алексеевича, Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II можно в принципе смело пробегать глазами, никаких противоречий с общепризнанными источниками и известными фактами там нет. Однако минусом многих интерактивных площадок можно назвать то, что в этих разделах очень многое посвятили Москве и Санкт-Петербургу, а других городов в империи как будто и вовсе не было. Еще один момент, который многим покажется спорным в том, что в экспозиции подчёркивают полную правоту российских правителей, а действия оппозиции названы заведомо преступными. При этом нет обозначения причин поведения того же Емельяна Пугачева, «народников» и декабристов.

«Авторы идеи исторического парка почему-то боятся показать, что российский император делал что-то не так. О чем спор-то идет? О том, что парк планируют представить как дополнительное пособие для учащихся, готовящихся к ЕГЭ. Но сами учителя говорят, что, всё-таки, если вы хотите представить это как учебный материал, нужно, чтоб он был методологически выверен. И нужно его согласовать с одобренными учебниками по истории. Учителя видели, к примеру, что в парке первая русская революция обозначена как «Революция 1905 года», а не 1905-1907. Почему не так давно вольное историческое общество выступило с критикой концепции парка? Поскольку Тихон (Шевкунов) [ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, архимандрит] возлагает на исторические парки идеологические и просветительские задачи , то необходимо все же придерживаться исторической объективности по некоторым вопросам. И это уже задача историков – постараться максимально логично выстроить общую концепцию без осуждения и восхваления государственных деятелей. Можно ли так однобоко трактовать деятельность декабристов, эсеров, таких организаций как «Земля и воля»? Можно ли уверенно сказать, что они негодяи?», - задается вопросом Измайлов.

Религиозные гонения и советский быт

россия моя история казань 7

Периоду новой и новейшей истории – XX-XXI вв. в парке выделен целый павильон. Здесь показана Первая мировая война, революции 1917-го года, Гражданская война, образование ТАССР в составе РСФСР, коллективизация, переход татарского алфавита на латиницу, а затем на кириллицу и многое другое.

Довольно большой объем экспозиции посвящен гонениям на церковь в советские годы. Бахтияр Измайлов объяснил, что вставал вопрос, как буквально в нескольких шагах от православия, самодержавия и народности представить советский период. В итоге было решено отталкиваться от идеи того, что большевики и вправду переборщили на первом этапе, но потом поняли свои ошибки и решили вернуться к корням, усилив религиозные аспекты в жизни страны.

«Конечно, убийство царской семьи, политические репрессии, коллективизация представлены в историческом парке как страшная трагедия нашего государства.  Однако, советская власть была вынуждена вернуться к духовным истокам Российского государства, что позволило возродить страну в послевоенный период и создать сверхдержаву. Конечно, в федеральной части показаны в основном репрессии в отношении православных деятелей и может сложиться ощущение, что гонения были только на них, но это не так. Мусульмане тоже страдали. И вот преобладание православия надо бы смягчить для национальных регионов. По гонениям на мусульман здесь есть один стенд», - отметил наш спутник.

Дальше в экспозиции показана Великая Отечественная война, эвакуация производств из Европейской части России в Поволжье и за Урал. Здесь в основном излагают трагические факты ВОВ, рассказывают о жертвах нацизма и Великой Победе. Потом зритель может видеть СССР в послевоенные годы, добычу нефти, строительство электростанций, быт советского человека.

россия моя история казань 13

россия моя история казань 14

В одном из залов можно ответить на вопросы многочисленных тестов и викторин, правда за это никаких призов не дадут, но проверить свои знания никогда не помешает. Среди ляпов можно заметить то, что создатели спутали фотографии руководителей Татарского обкома КПСС – вместо Зинната Муратова (первый секретарь обкома в 1944-1957 гг.) на одном из стендов красуется портрет Семена Игнатьева (первый секретарь обкома в 1958-1960 гг.).

россия моя история казань зиннат муратов

Конец XX века: здесь поднимают тему развала СССР, 90-е годы, разруху, принятия региональных конституций и оценку этого как проявления местного сепаратизма. «Речь идет о том, что надо приводить местное законодательство в соответствие с федеральным. С другой стороны, если мы в составе одной страны, зачем регионы еще больше принижать? И вообще мне эта часть о современной России не очень нравится, – отмечает Бахтияр. – Зал по современной России  показывает, как было все было плохо в 90-е годы и как стало хорошо сейчас. Здесь идет не история, а уже оценка. К тому же в этом зале обилие статистики и, мне кажется, школьнику будет тяжело эту информацию понимать».

Завершающим этапом выставки является период правления Владимира Путина – периода так называемого «поднятия с колен», а вместе с ним завершается и наша экскурсия по историческому парку.

Настоящее и будущее парка в Казани

В общей сложности осмотр всей экспозиции занял у нас два часа. Впечатления от выставки неплохие, если не присматриваться к деталям и не анализировать полученную информацию на месте. Так или иначе создание столь масштабного проекта – это огромный труд. Только текстового материала для региональной версии собрали на 1500 страниц, а иллюстраций – еще на 3000. Работа сотрудников Института истории им.Марджани при АН РТ и Национального музея РТ над проектом заняла больше полугода.

«Когда мы делали эту выставку, мы исходили из цели объединить людей. Есть моменты, которые предстоит доработать, завершить. Главное – это то, что организаторам тяжело уследить за всеми проектами. А так, я всем говорю, что захват Казани, христианизацию, мы все это показываем. Да, есть перекос на православие, но это уже федеральный подход, он такой – эту часть авторы проекта вставляют везде. Их тоже можно понять. Но я думаю, что появление подобных парков в регионах России окажет влияние и на федеральную часть, которая по мере открытия новых объектов будет улучшаться», - резюмировал Бахтияр Измайлов.

Одним из важных моментов сейчас является дальнейшее содержание выставки. Рано или поздно бремя финансовой ответственности ляжет на плечи субъекта федерации. Отчасти поэтому в регионах выставки более компактны, чем в Москве. Пока в Казани разовое посещение бесплатно. И насколько долго продлится это период – неизвестно. Такие масштабные проекты стоимостью в десятки или сотни миллионов рублей вряд ли можно назвать окупаемыми, впрочем, и задачи у них совсем другие. И в общем, будет неплохо, если учителя истории и краеведения, а ещё и родители школьников периодически будут наведываться сюда с детьми – для занятий, внеклассных встреч или просто – прогуляться по интересной выставке, посвящённой истории большой страны, и рассказать ребёнку что-то новое.

россия моя история казань

Руслан Давлетшин

Фото автора  
Читайте также: Приключения 200-рублёвки в Казани: новых российских денег до сих пор боятся в транспорте, кафе и на почте 200 рублей троллейбус купюра

Новости партнеров