Культура 22:23, 09.02.2017
Трудовые будни. Вечер. Творческая лаборатория «Угол». В холле фоном звучат песни исландских музыкантов группы Kaleo. В зал приглашают с небольшим опозданием.
Послушать размышления московского театроведа пришли с два десятка заинтересованных: из узнаваемых – руководитель пресс-службы и замдиректора по рекламе театра имени Галиаскара Камала Ильшат Латыпов.
Появляется лектор, гаснет свет, включается прожектор и запускается проектор. Слушатели «поймали тишину» и принялись жадно поглощать информацию – Киселев рассказывает про формы современного театра, выразительные средства и приводит в пример некоторые постановки, которые, судя по всему, оставили отклик в его душе.
Свой монолог критик, конечно, начинает с беглого знакомства с флагманами драматургических жанров – трагедией и комедией, а после перечисляет 11 театральных форм современности: театр кукол, оперетта, мюзикл, современный танец, цирк, мультимедийный и документальный театр, стендап, театр художника, постдраматический театр, антитеатр.
Из замысловатых спектаклей, которые упоминает Киселев, конкретно нас заинтересовали работы европейского документального театра Rimini Protokoll (в пример приводилась «100% Oslo», где актеры – отобранные в соответствии со статистикой населения местные жители), опера Филановского в авангардной постановке Волкострелова «Три четыре», сатира «Алиса и государство» Мейерхольда, а также постдраматический перформанс Мастерской Брусникина «Слон».
Размышляя над тем, зачем создан и существует тот или иной «объект театрального искусства», Киселев представляет зрительскому вниманию список целей, которые ложатся в основу зрительского потребления в принципе. Так, мы узнаем, что в природе существуют постановки «Копы в огне» (хип-хоп мюзикл, развлекательного характера), «Прикасаемые» (приносящий пользу «социальный акт»).
После основной части своей лекции театровед принялся отвечать на вопросы собравшихся – в основном интересно и ёмко.
О халтуре, которой «там» нет: «Мне, как критику, невероятно интересны выезды в Европу и на европейские фестивали, потому что я вижу более высокий уровень технической подготовки сцены, [.. ] отсутствие халтуры во всем. Там невероятно высокая ответственность исполнения».
О культуре дисциплины в театрах: «Там [в Европе] невероятно дисциплинированные актеры, пунктуальные режиссеры. Поэтому там все в срок и по высшему разряду»
О «хреновых декорациях» из папье-маше: «В России, каким бы гениально-талантливым не был актер, сегодня он может играть, завтра – нет, а режиссер, может, все здорово придумал, а художник неправильно нарисовал декорации и принесли из папье-маше хрень»
Ответ на вопрос из зала «Был ли Гитлер стендапером?»: «Гитлер мог бы им быть, но выбрал другой путь»
О театральной разнузданности: «Она сквозит даже в самых высооплачиваемых театрах. Но, тем не менее, сейчас наблюдается тенденция повышенного самосознания – все больше российских режиссеров работают в Европе, все больше европейских в России».
Про систему образования и ленивых выпускников актерских вузов: «Из 10 выпускников актерских ВУЗов 9 выпускается ленивых и безответственных людей, которые избалованны вялым и малотребовательным образованием. Они выпускаются и желают сразу заниматься блокбастерами. А тот один из 10 мыслит другими категориями – работает над собой ежедневно, изучает, читает… И через два года он становится гипервостребованным во всех театрах. Почти все, кто в конце концов становятся представителями актерской профессии своего поколения – трудяги, которые преодолевали длительный период безденежья».
Об актере из будущего: «Мне кажется, что примерно через 20 лет, будет цениться тот актер, который не использует «имплантат», не использует какие-то гаджеты в своем теле и не распечатывает на 3D–принтере почку, т.е. актер первозданный, который не прокачивает голосовые связки программныйм образом, не подсвечивает глаза изнутри. Старый театр будет супер-эксклюзивным»
Про участь актерского мастерства в эпоху искусственного интеллекта: «С развитием искусственного интеллекта актерское мастерство приобретет совершено другие качества, ценности, новый статус. Не исчезнет, а станет другим полюсом театрального искусства»
Про театральные формы будущего: «Придут новые, что связаны с виртуальной реальностью. Сочетание виртуальной реальности, т.е. наполненной реальностью, от синтеза новых технологий и виртуального пространства – это то, что будет супер-мега-трендом, который вытеснит все остальные. Те формы, которые я перечислил, они не отпадут, а будут существовать, но уже в формате артефакта, чего-то такого, чего мало»
Всего Алексей Киселёв прочитал в Казани три лекции в течение трёх вечеров: "Вся правда о классическом театре и о том, почему его нет", "10 спектаклей, которые изменили мир" и "Из чего состоит современный театр".
Яна Кузьмина
Фото: https://vk.com/ugolkazan
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров