10.05.2025 00:42

USD

EUR

Казань

World Press Photo: этот шок рождает надежду

Полезное 18:08, 10.08.2011

[i](Татьяна Ренкова, специально для "Города 24")[/i] [b]Наводнение в Пакистане, землетрясение на Гаити, ребенок смотрит на горящий рынок в Порт-о-Пренсе, волнения в Бангкоке, девочка-жертва «Агент Оранж», юной афганке Биби Айше солдаты-талибы отрезали нос и уши. [/b]Таким был предыдущий 2010 год на планете Земля. Неделя моды в Милане, красавцы-лебеди на рассвете, Олимпийские игры в Сингапуре. И это тоже ушедший 2010-ый. Жизнь во все ее многообразии трагичного и смешного, красивого и ужасного собирает ежегодно проект World Press Photo. Экспозиция включает почти 200 работ фотожурналистов со всего мира, которые отражают самые важные события за год. Фактически, это сама жизнь во всем ее многообразии. Впервые за World Press Photo покинула пределы Москвы и добралась до Самары и Казани. В столице Татарстана она продлиться до 21 августа. [b]Пол Рассель, куратор выставки World Press Photo в России: [/b] World Press Photo – это международный конкурс профессиональных фотожурналистов. Впервые он прошел в 1955 году в Амстердаме и за прошедшие десятилетия превратился в грандиозное событие. Два года назад было прислано порядка 100 тысяч работ, в этом году их было уже около 180 тысяч. Я расскажу, как работает жюри: в его состав входят известные фотографы, редакторы, региональные представители агентств. Конкурс длиться 2 недели. В течение первой мы просматриваем огромное количество фотоснимков. Времени очень мало: «клик-клик-клик» - вот так работает жюри. За считанные секунды нельзя увидеть историю, которая скрывается за каждой фотографией. Следовательно, фотография должны быть ОЧЕНЬ сильной, чтобы произвести впечатление и быть отмеченной. Во время второй недели жюри уже изучает то, что скрывается по ту строну кадра. И начинают появляться победители. По итогам конкурса, составляется выставка, которая включает в себя направления: горячие новости, повседневная жизнь, люди в новостях, искусство и так далее. World Press Photo путешествует по всему миру – от Нью-Йорка до Токио. Цель этого проекта не просто продемонстрировать достижения фотожурналистов избранным зрителям. Мы хотим, чтобы как можно больше людей увидели эти снимки. По итогам, публикуется каталог, который в этом году выйдет и на русском языке, в доказательство растущей популярности проекта в России. [b]Елена Савочникина, ген.директор компании «Global United Services » - продюсер выставки в России:[/b] Мы, москвичи, живем несколько другим уровнем цен. Стоимость входного билета – 300 рублей для москвичей является весьма приемлемой, однако для гостей столицы она может показаться высокой. Поэтому было принято в прошлом году решение выехать в другие города России. В Самаре интерес к World Press Photo был просто огромным, мы получили множество положительных отзывов. [b]- Пол, когда вы просматриваете конкурсные работы, вы видите больше хорошего или плохого? [/b] - Безусловно, на фотографиях очень много насилия и страданий. Но в то же время, представлено и множество маленьких историй, которые оставляют надежду на лучшее. Каждый может понять, что же находится за кадром, прочесть межу строк. Возможно, посетив World Press Photo, вы будете шокированы, но поверьте, это обогащающий опыт. Чаще всего, люди, увидев эти снимки, чувствуют, что надежда есть. В этом я вижу миссию проекта. [b]- Принимают ли российские фотожурналисты участие в конкурсе World Press Photo, и каковы их успехи? Пол Рассель:[/b] Безусловно, российские фотожурналисты принимают участие. В этом году Россия не вошла в число победителей World Press Photo. Вообще, в конкурсе может принять участие далеко не каждый, а только профессионал своего дела. Однако, судя по количеству работ и растущему интересу, в России их немало. Работы, занявшие призовые места в прошлые годы, представлены отдельной экспозицией, и в ней есть снимки русских фотографов. [b]Елена Савочкина:[/b] Мне печально говорить об этом, но за последние два года среди победителей нет ни одного русского фотографа. Порядка 30-40 фотожурналистов из России присылают свои работы на конкурс. И мы общались с представителями жюри, спрашивали их, в чем же причина, что при таком большом количестве фотографов в такой большой стране, нет победителей? Что тут можно сказать…Например, самой важной темой, которая была выбрана для снимков, был смог в Москве. Так, из трех десятков фотожурналистов, 20 прислали работы именно на эту тему, как самую важную для России. Но смог в Москве явно не может претендовать на такое место среди мировых событий. Миссия World Press Photo – не только показать, чем жила в течение года планета, но и научить. Ежегодно мы привозим фотографов, чтобы они провели свои мастер-классы, люди получили возможность повысить уровень своей работы. Поэтому мы привозим выставку в Москву и решили вывезти в регионы. К сожалению, на данный момент в нашей стране нет фотографов, которые могли бы завоевать победу. [b]Антон Михайловский, продюсер некоммерческого фонда «Объективная реальность»:[/b] Последние конкурса победители World Press Photo из России были в 2009 году. Их было сразу двое. Если посмотреть на результаты за последние лет 10-15, когда в России начали происходить глобальные перемены в жизни общества, побеждало довольно много российских фотографов. Например, Юрий Козырев и Сергей Максимишин – неоднократно занимали призовые места World Press Photo. Я уверен, что россияне обязательно будут побеждать и в будущем, однако все зависит от самих фотожурналистов, в первую очередь. Например, наш фонд проводит бесплатные мастер-классы, благодаря которым российские фотожурналисты могут учиться у лучших фоторедакторов мира. Лекции читают победители World Press Photo. [b]- Какие темы и события в мире вызвали наибольший интерес фотожурналистов в 2010 году? [/b] [b]Пол Рассель: [/b]Первое, что бросилось в глаза, когда мы отсматривали огромное количество фотографий – землетрясение на Гаити. Эта трагедия привлекла внимание многих участников конкурса. Кстати, когда мы смотрим огромное количество снимков, мы не видим фамилии авторов, мы узнаем их ближе к завершению конкурса. Выставка, которую мы представляем в этом году, включает много работ, отражающих природные катаклизмы. Это и землетрясение в Гаити, наводнение в Пакистане и т.д. 2011 год выдался насыщенным крупными политическими событиями. Например, я уверен, что волнения в Западной Африке в будущем году станут одной из центральных тем выставки World Press Photo в будущем году. «Фотография года» Биби Айши, авторства Джоди Бибер, - портрет. Это необычно для конкурса. Жюри взяло на себя смелость присудить победу не политизированной фотографии. Глядя на нее, зритель может почувствовать и ужас, и восхищение красотой. Затронуто множество тем: права женщин и проблема насилия над ними. Думаю, жюри сделало интересный выбор. [b]Антон Михайловский: [/b]Я хочу рассказать о фотографии Биби Айши – девушки, которой солдаты талибы отрезали нос и уши. Возможно, многие сочтут ее отталкивающей и страшной. Это первое впечатление. Нужно всмотреться. Кроме того, эта фотография помогла Биби Айше изменить ее жизнь к лучшему, после того, как ее портрет был опубликован на обложке журнала Time. Фотограф Джоди Бибер не была уверена, что этот снимок подойдет для обложки. После публикации реакция общественности была бурной, был создан фонд имени Биби Айши. В итоге, ее привезли в Нью-Йорк, сделали пластическую операцию. Сейчас она учит английский язык и строит новую жизнь. И я считаю, что выбрать основную тему в фотоработах выставки невозможно: среди работ в 9 номинациях есть фотографии последствий катаклизмов и рядом красивые журнальные картинки. [b]- Наверняка, у каждого из вас есть серия работ, которая произвела особенно сильное впечатление. Поделитесь, пожалуйста![/b] [b]Елена Савочникина:[/b] Меня поразила серия датчанина Мадса Ниссена, рассказывающих о судьбе 18-месячной девочки-сироты из Непала. Мать оставила девочку сразу после рождения, у нее не было даже имени. Увидев в газете фото этого ребенка, страдающего гидроцефалией, бизнес-леди Сесили М. Хансен решила спасти ее. Женщина оставила свой бизнес, отправилась в Непал, договорилась об операции в лучшей клинике, оплатила все расходы. Сесили назвала девочку Викторией, старалась проводить с ней как можно больше времени, помочь. С момента рождения девочка не получала никакого лечения, операция была чрезвычайно опасной. Однако Сесили была вынуждена вернуться на родину. Несмотря на все усилия врачей, Виктория умерла от сердечной недостаточности. Фотограф находился рядом, и в 6 кадрах рассказана невероятно проникновенная и трагическая история. Мне кажется, в World Press Photo, вообще, нет ни одной равнодушной фотографии.

Новости партнеров