09.05.2021 23:05

USD

EUR

Казань

По Баумана. Медленно, но уверенно

Архив 20:56, 26.05.2016

Дикобр Бобровский обещал, что сегодня будет поставлена точка в вопросе авторства проекта Богоявленской колокольни - кто: Руш или Михайлов? Читайте - только на портале Казань24

В предыдущей серии: Перекресток с Университетской. Смоленцевы, Бренинги, Ключниковы http://old.kazan24.ru/images/news/Stamp_of_Russia_2012_No_1612_Chaliapin_by_A_Balashov.jpg" class="img_top_news" alt=" По Баумана. Медленно, но уверенно Пройдя мимо памятника Ф.И.Шаляпину работы скульпторов А.В.Балашова И А. Минуллиной открытого 29 августа 1999 г., мы приблизились к Богоявленской колокольне http://old.kazan24.ru/images/news/PA23922711.JPG" class="img_top_news" alt=" Проект Генриха Руша, строил Митрофан Михайлов Сначала о предыстории её строительства. Купец Иван Кривоносов в 1892 году Богоявленской церкви, старостой которой он был, завещал 35 тыс. рублей, из них 25 тыс. - на строительство колокольни. Теперь об истории. Сергей Павлович Саначин блестяще исследовал вопрос. Вот как оно начиналось. "Недавно председателю строительного комитета по постройке колокольни протоиерею Богоявленской церкви А.В.Скворцову был прислан архитектором г.Рушем план предполагаемой колокольни. 10 октября было собрание членов строительного комитета, которым план этот одобрен. Сметы г-ном Руш еще не представлены. План колокольни решено вывесить на паперти Богоявленского храма для обозрения публикою в течение двух недель; после чего будет собрание всех прихожан для решения принять или нет представленный план. Судя по плану можно предполагать, что колокольня очень хороша... Вышина этой колокольни 32 сажени. Под ней устроен подъезд, а по бокам идут два крыла для пешеходов". (О предполагаемой колокольне Богоявленской церкви. // Казанский телеграф, 1893. - 13 октября). 2 ноября тот же "Казанский телеграф" сообщил, что "Проект колокольни г-на Руш собранием единогласно был одобрен и решено было представить его в строительное отделение при губернском правлении". 21 января проект был туда представлен и 3 марта "Особое совещательное присутствие для рассмотрения представленного проекта" за подписями самых известных казанских архитекторов той поры дает разгромный отзыв о проекте: "Вообще проект составлен крайне небрежно как в отношении конструктивности, так и в отношении благовидности и изящества наружных форм, как общих, так и детальных, на что по закону должно быть обращено особое внимание. Особое присутствие нашло невозможным проект утвердить. 3 марта 1894 г." http://old.kazan24.ru/images/news/Rush_Genrih_Bernardovich.jpg" class="img_top_news" alt=" Генрих Бернардович Руш (1855 – 1905) Затем документы, планы и фасады долго гуляли по инстанциям: от духовной консистории до строительного отделения губернского правления: губернский инженер Л.К.Хрщонович откровенно травил Г.Б.Руша. И ему удалось отстранить автора проекта от руководства строительством колокольни. Колокольню по проекту Руша с небольшими изменениями строил младший архитектор строительного отдела, гражданский инженер (это звание получали лица, окончившие Институт гражданских инженеров в Петербурге) Митрофан Михайлов. Строительство колокольни начато в апреле 1895 года. Особенно долго и тщательно укреплялся котлован и закладывался фундамент - строитель понимал важность этой тщательности. После того как колокольня была возведена и еще стояла в лесах, был распущен слух о том, что она недопустимо наклонилась вследствие неравномерной нагрузки на фундамент, и что по ней пошли трещины. Была назначена комиссия для проверки этого слуха. После нескольких неудачных попыток комиссии все же удается с полной уверенностью заявить, что слухи ни на чем не основаны. Кстати, это не единственный слух, пущенный относительно этого сооружения, чуть ниже мы поговорим о втором. В августе 1897 года на колокольню был водружен семнадцатипудовый железный вызолоченный крест, а в конце 1897 года сняты леса. 1 октября 1900 года был торжественно поднят колокол в 526 пудов, пожертвованный И.С. и Е.А. Кривоносовыми. На втором этаже колокольни располагался храм во имя Третьего обретения Честной главы Иоанна Предтечи, в котором велись "собеседования " со старообрядцами. В советское время здесь были склады, магазины, мастерские. В 1999 году Богоявленская колокольня была отреставрирована (автор проекта реставрации – Светлана Тиунова). В августе 1999 года во втором ярусе колокольни был открыт Камерный шаляпинский зал, филиал Национального культурного центра "Казань". Часто повторяемая ахинея становится аксиомой Православная общественность Казани настаивала на передаче колокольни, как неотъемлемого элемента православного храма, верующим. Власти сопротивлялись, а тогдашний министр культуры даже позволил себе высказаться в том смысле, что он не допустит, чтобы на улице Баумана раздавался колокольный звон. Бывший правящий архиерей занимал соглашательскую позицию. Министр тот давно уже не у дел, митрополит Анастасий переведен в Ульяновск, казанскую кафедру возглавил новый и деятельный митрополит Феофан, и колокольня, наконец, обретает своего законного хозяина - церковь. http://old.kazan24.ru/images/news/PA2392292.JPG" class="img_top_news" alt="http://old.kazan24.ru/images/news/PA239233.JPG" class="img_top_news" alt="http://old.kazan24.ru/images/news/PA239235.JPG" class="img_top_news" alt=" Детали кладки первого этажа колокольни И вот в то самое время, когда одни старались не допустить передачи колокольни церкви, а другие добивались этого, появляется второй слух. Якобы колокольня эта не была освящена, ибо на ней выложены звезды Давида, а это не православно. Поделилась этим открытием не какой-нибудь темный неуч, никогда не бывавший в церквах, а Инесса Эделева, заслуженный деятель культуры, музейный работник, искусствовед. Понятно, что не хочется отдавать то, что идет в руки. И не было бы никаких претензий у меня к Инессе Александровне, если бы не писала бы она тогда эти недостойные специалиста глупости. Проект колокольни побывал в духовной консистории и в строительном отделении, где служили отнюдь не атеисты. Были ли они заслуженными деятелями - неизвестно, зато точно можно сказать, что про звезду Давида они знали побольше И.А Эделевой. И видели они ее в церквях и на иконах, например, на мафории Богоматери. Звездами в виде щитов Давидовых покрыты главы Измайловского собора в Петербурге, Господь Иисус Христос на росписях Храма Христа Спасителя смотрит на молящихся на фоне именно звезды Давида, из дома которого он и происходил по своей человеческой природе, ибо из того дома была Пречистая Дева. В свое время мне пришлось довольно жестко указать Инессе Александровне на ее неправоту. Но дело было сделано, и теперь вы не найдете экскурсионной группы, в которой экскурсовод не повторял в разных вариантах историю про неосвящение колокольни - историю сколь неумную, столь и живучую. Замечено, что если ахинею повторять часто, то она становится аксиомой. И туристы разъезжаются по стране в уверенности, что звезды Давида помешали освятить колокольню. http://old.kazan24.ru/images/news/zv8.jpg" class="img_top_news" alt=" Несколько слов о самой Богоявленской церкви. Ее история уводит нас в далекое прошлое Церковь была построена недалеко у места пролома посадской стены при штурме Казани 2 октября 1552 г.. Пролом и дал название появившейся впоследствии улицы - Проломная. В церковно-исторической литературе сообщается о том, что церковь здесь была еще во времена святителя Гурия, первого архиепископа Казанского. Современная же церковь была построена в 1731 году тщанием купцов Чернова и Микляева. Храм был холодный. Чуть западнее церкви стояла очень красивая шатровая колокольня. На внешней стороне восточной, более близкой к улице стене над апсидами была роспись на евангельские сюжеты, от улицы храм отделяла красивая металлическая на каменной опоре ограда с часовней. В 1909 году церковь была "распространена" по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского. При этом была снесена шатровая колокольня. http://old.kazan24.ru/images/news/PA239223.JPG" class="img_top_news" alt=" Фрагмент апсиды церкви Богоявления. Видна старинная кладка: иные размеры кирпича, другой тип вяжущего раствора. А вот фото, когда у церкви сразу две колокольни - старая шатровая и новая: http://old.kazan24.ru/images/news/0_caed4_bbb9df16_orig.jpg" class="img_top_news" alt=" Кроме церкви Богоявления, с ее северной стороны, буквально впритык, стояла церковь Св. ап. Андрея Первозванного, построенная в 1701 г. В советское время, до ее сноса, там размещался зверинец. После сноса зверинец еще долго оставался в Богоявленской церкви. Сейчас южная часть дома мехкомбината, построенного в 1951-1954 гг. по проекту Махмуда Камаловича Игламова (1906 – 1977) находится на месте снесенной церкви св. Андрея Первозванного. Продуктовый магазин, располагавшийся там, в обиходе называли «щербатый» или «шершавый», намекая на колонны и фактуру их поверхности. http://old.kazan24.ru/images/news/shershavij.jpg" class="img_top_news" alt=" «Щербатый» гастроном (Баумана, 76). Фото 1950-х годов. Соседний со «щербатым гастрономом» дом (№74) построен для К.Я Калинина в 1877 г. По проекту Павла Евграфовича Аникина (весьма плодовитого казанского архитектора), а свой нынешний вид принял в 1911 г., когда им владел Федор Жадин. Автор этих строк застал в картушах на парапете этого дома не нынешние бессмысленные барельефы, а вензель владельца – переплетенные литеры Ф и Ж. В доме была мануфактурная торговля Ф.Жадина. Следующий дом (№ 72) принадлежал Г.Ф. Мукминову. Все, кто когда-либо листал подшивки казанских газет начала девятисотых, видели эту фамилию, набранную очень крупным шрифтом чуть ли не в ежедневной рекламе. Гайнутдин Шарафутдинович Мукминов родился 13 января 1861 г. в деревне Уразлино Царевококшайского уезда. После открытия торговли мануфактурой, в 1887 г. был приписан в казанское временное купечество по второй гильдии. Предприниматель шел к успеху постепенно. Поначалу Г.Ш. Мукминов арендовал для своего единственного магазина помещение в доме П.В.Каретникова на Б. Проломной. И лишь много лет спустя, когда это образцово поставленное дело стало считаться одним из лучших в городе, купец выстроил для этого магазина отдельное здание. В 1916 г. Мукминов стал одним из учредителей Товарищества на вере под фирмой "Умид" ("Надежда"), основанного для издания газет, журналов, книг на русском, татарском и других языках. В начале века этот купец был попечителем третьего городского русско-татарского училища. Обычно при упоминании Гайнутдина Мукминова в литературе вторая крайняя дата обозначается так: после 1912 г. Эту дату следует отодвинуть: в 1925 г. он был с ведома правительства Татреспублики включен в состав делегации, встречавшей нового муфтия Ризаэтдина Фахретдинова в Казани в 1925 г., а пятым марта 1926 года датирован "Список татбуржуазии, имевшей в 1916 году капитал свыше 10 000 рублей (из дореволюционных материалов)" . Документ с таким пространным названием хранится в архиве УФСБ по РТ, Ф.4. Оп.1. Т.16. Л.780–781, и наш купец числится там по номером 28 с капиталом 55 590 руб. Я не располагаю ни фотографией Гайнутдина Мукминова, ни снимками интерьеров казанских мануфактурных магазинов. Поэтому помещаю снимок петербургского магазина подобного рода. http://old.kazan24.ru/images/news/0_10ae6c_2ad0dd65_XXXL.jpg" class="img_top_news" alt=" Каждая штука тканей имела фабричный ярлык. Эти ярлыки, ныне чрезвычайно редко встречающиеся, стали объектом собирательства энтузиастов. В сети нашлось полтора десятка таких ярлыков. Некоторые из них я предлагаю вниманию читателей. На ярлыках указывался номер штуки и ее размер в аршинах. http://old.kazan24.ru/images/news/SAM_4164.jpg" class="img_top_news" alt="http://old.kazan24.ru/images/news/yarlik-Tovarishestvo-manufakturi-V.P.-Zubova1.jpg" class="img_top_news" alt="http://old.kazan24.ru/images/news/Scherbakova_sinovej_Ozeri1.jpg" class="img_top_news" alt=" Дикобр Бобровский Все материалы автора по старой Казани читайте только на портале Казань24

Новости партнеров