20.04.2024 14:05

USD

EUR

Казань

Вдох-выдох: кто и зачем «парит» в Казани

Блоги и соцсети 13:27, 17.11.2016

«Жижка», «егошка», клаудчейзинг и Лариса Валентиновна «в засаде»: редакция «Казань24» познакомилась с вейп-культурой города и выяснила, почему «паровые» бары становятся популярными

vejp-vejp

Они выпускают пар каждодневно, коллекционируют ароматы, прокачивают девайсы, сменяют один мехмод на другой, ведут незаурядные беседы, устраивают вечеринки и соревнуются «в погоне за облаками». Кто эти странные, казалось бы, люди, что несут в массы «культуру парения», кого боготворят и как уживаются в обществе? За ответами отправляемся в один из вейп-баров Казани.

ПМЖ пара

Перекресток Бутлерова/Муштари. Рядом общеобразовательная школа №18, напротив – бар. В баре - музыка, клубы пара, силуэты.

Сфокусировав взгляд, насчитываем порядка десяти посетителей: все угощаются ароматным паром (к слову, алкогольную и табачную продукцию здесь не продают) и разговаривают. Кто о чём.

Знакомимся с администратором Каримом, который любезно соглашается стать нашим проводником в мир вейпинга, и начинаем посвящение.

What is it «vaping»?   

С первых минут беседы понимаем, вейпинг – увлечение электронными сигаретами, производящими вместо дыма пар, стремительно переросшее в субкультуру.

Кто такие вейперы (они же «парильщики»). Это представители той самой субкультуры, люди, которые отказались (или пытаются отказаться) от табакокурения, заменив смолосодержащую сигарету на персональный испаритель (personal vaporizen).

Если доверять интернет-источникам, изобретателем электронного аналога сигареты принято считать китайского фармацевта Хона Лика. Ученый из Поднебесной придумал «здоровую альтернативу опасному табачному дыму», когда похоронил умершего от рака лёгких отца.

С вейп-культурой в России face to face познакомились чуть более года назад, а конкретно в Казани – прошлой зимой.

Из чего состоит вейп и что отличает его от кальяна

Элементарный вейп-дивайс состоит из дрипки (атомайзер), бака для жидкости, нагревателя, кнопки «вкл/выкл» и аккумулятора.

Заправка вейпа – это жидкость (или «жижка»), содержащая никотин, ароматизаторы, пропиленгликоль и растительный глицерин. Однако, как уверяют некоторые производители, в линейке жидкостей есть и безникотиновые варианты.

«Кальянный пар тяжелее. При курении кальяна, как и в случае с сигаретой, за счет горения табака выделяется угарный газ», - говорит наш собеседник и тут же сравнивает вейп с ингаляцией.

«Я курил обычные сигареты на протяжении 13-ти лет. Отошел от табакокурения только благодаря вейпингу, а от никотина и вовсе отказался 1,5 года назад. Я бросил курить!», - заклинает Карим и в то же время честно признается, что «вейпинг - это зависимость, которой мы заменяем сигареты».

Портрет типичного вейпера

Среднестатистический «парильщик» - это подросток, прокаченный YouTube-каналами.

«Среди вейперов много школьников, которые думают, будто вейп – это понты. Да, мы работаем напротив элитной школы, но детей не обслуживаем. Они приходят к нам и уходят ни с чем, потому что мы разворачиваем их и указываем на выход. Для всех сотрудников нашего заведения вейпинг – это тема 18+», - говорит Карим и добавляет, что он и его подопечные просят посетителей показать паспорт.

Между тем продажа ароматного пара (и всей вейп-атрибутики) несовершеннолетним не запрещена законодательством РФ (чего не скажешь о США). Однако депутаты Мосгордумы уже забили тревогу: они считают, что кальяны и вейп – это пропаганда курения. Не исключено, что в ближайшей перспективе запретят «парить» в общественных местах.

Группа риска

Потребителю масс-медиа внушают: вейп безопаснее сигарет на 95%. Сообщества «парильщиков» также убеждают нас в этом и с особой гордостью рассказывают о личных победах над табакозависимостью. Голливудские киноактеры -  Леонардо Дикаприо, Джонни Депп, Кети Пэрри и другие -  появляются на публике с испарителями в руках и тем самым подают пример своим фанатам, среди которых, по большей части, молодые люди.

В то же время на просторах видеохостинга YouTube опубликованы ролики про взрывоопасные мехмоды (*корпус вейпа/электронной сигареты для аккумулятора с контактами) и короткое замыкание в них.

Вот что говорит о причинах замыкания наш новый знакомый Карим: «Девайсы делятся на два типа – электронный мод (с настройками температуры, мощности и тд.) и механический. Электронный можно сравнить с автомобилем, у которого АКПП, механический – машиной с МКПП. В группу возможного риска входят последние. Причины замыкания могут послужить некачественная изготовка самого мода или неправильная эксплуатация. Если правильно обслуживать мод, он не взорвется».

О правилах техники безопасности, как мы поняли, говорится в инструкциях, которые прилагаются к покупке нового вейп-девайса. К слову, диапазон цен на «ходовые» модели - от 3 до 27 тысяч рублей.

Отец и Лариса Валентиновна

Из нечастых гостей заведения сотрудникам запомнились «взрослый дядя 50-лет со своим десятилетним сыном», учительница Лариса Валентиновна, несколько глухонемых, инвалид-колясочник и седовласый пенсионер, которому под 70 лет.

В первом случае родитель купил два одинаковых девайса (себе с никотиновой жижей, сыну - «нулёвку»), а во втором – педагог из школы напротив пришла в бар удостовериться, что не застанет здесь своих учеников.

Клаудчейзинг

Пока одни «просто парят», другие «парят с толком» - посещают Vapexpo Moscow, соревнуются в вейптриках и клаудчейзинге, привозят трофеи.

*вейптрик –трюки по выдуванию колец, медуз и вихря из пара

**клаудчейзинг – это состязание на выдувание максимально длинной струи пара

Дотошный исполком

В то время, как казанские вейперы парят – исполком работает. Регулярно в заведение на Муштари наведываются госслужащие и, если выявляют нарушения, выписывают штраф.

Так, руководство бара как-то наказали за «порчу городского имущества» (рекламу на асфальте) и за разбросанные возле здания окурки...

***

Ренат Миназов, врач-психотерапевт, к.м.н о вейпинге: «На мой взгляд, электронные сигареты не решают проблему никотинозависимости, а усугубляют ее. Дело в том, что у зависимого формируется ложное ощущение того, что он практически решил проблему никотиновой зависимости и тем самым откладывает вопрос отказа от курения в "долгий ящик". Это сравнимо метадону при героиновой зависимости.

Представьте себе ситуацию, когда в пору активного развития героиновой наркомании в Казани появились бы будки, где наркозависимому раздавали бы метадон (заместитель героина). И конечно нашлись бы те, кто поддержал бы это тем, что снижается смертность от передачи ВИЧ и гепатитов от пациента к пациенту, о неком снижение вреда. Но при этом зависимость не то что остается, она прогрессирует.

Даже название модное придумали "вейпинг", назвали бы "электроникотиновая наркомания" - это было бы честнее. Давайте называть вещи своими именами и тогда, возможно, наши дети не будут приобщаться к "вейпингу", как к чему-то "модному, современному, безобидному, помогающему человеку расслабиться".

Никотин - яд, независимо от фантика, а фантик, надо сказать, придумали красивый. В СМИ часто вижу, как этот прибор по порабощению человека называют гаджетом, у многих это вызовет ассоциацию с чем-то очень современным, нужным. Надо активно бороться с этой пропагандой построения зависимой личности в современном мире. Зависимая личность выгодна - она управляема, на ней многие зарабатывают (создатели вейпинга того же, табачные, алкогольные компании, наркобизнес и т.д.). Сейчас дети в детсадах сидят в смартфонах наряду с их родителями. Грустно.»

 

Подготовила Яна Кузьмина

Иллюстрации: YouTube, Flickr

Новости партнеров