25.11.2024 05:05

USD

EUR

Казань

«Это название нас сильно объединяет». Как Татарстан отстаивает президента

Политика 09:45, 19.01.2017

минниханов путин президент татарстан

Через 2 дня нынешний госсоветник Татарстана, первый президент республики Минтимер Шаймиев отметит большой юбилей – 80 лет. А сегодня, по сообщениям СМИ, он встречается с президентом России Владимиром Путиным. Причём, по некоторым данным, возможно, Шаймиев обсудит с главой государства один из важных для республики вопросов – сохранения поста президента Татарстана. Вспоминаем историю вопроса – как Татарстан остался единственным регионом, во главе которого не просто «глава», и почему татарстанцам так нужен президент республики.

Сегодня, 18 января, в Москве была запланирована встреча Владимира Путина с госсоветником Татарстана Минтимером Шаймиевым. Формальный повод политрандеву – грядущий юбилей первого президента РТ, но есть и неформальный – на днях телеканал «Дождь» сообщил, что на встрече политики якобы должны обсудить перспективы Договора о разграничении полномочий между РФ и республикой (срок которого истекает в июле 2017 года), и прояснить ситуацию с наименованием должности первого лица республики.

президенты

Татарстан – единственная национальная республика в составе России, которой до сих пор удается сохранять институт президентства. До 2010 года слово «президент» значилось в наименовании руководителей многих регионов страны – кроме Татарстана, таковые были в Бурятии, Башкирии, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. По традиции, заложенной ещё в 90-ые годы, когда многие субъекты федерации (в основном национальные автономии) получили право на самоопределение. Положение изменилось после того, как на федеральном уровне приняли закон, запрещающий руководителям регионов РФ называться президентами. Первыми взяли под козырёк и переименовали свой пост главы Северного Кавказа, в том числе лидер Чечни Рамзан Кадыров.

На то, чтобы привести местные законы в соответствие с федеральным и закрыть наконец вопрос с формулировкой высшей должности, регионам сперва отвели время до 1 января 2015 года. Когда выяснилось, что некоторые не успевают этого сделать, (как рассказал РИА замглавы конституционного комитета Госдумы Дмитрий Вяткин, по состоянию на конец 2014 года это были Татарстан и Башкирия) продлили ещё на год. Законопроект об этом внесли в Госдуму депутаты Владимир Плигин и Владимир Поневежский. В результате Башкирия отказалась от поста президента в самом начале 2015, а Рустама Минниханова в должности президента тогда оставил сам Владимир Путин: 24 марта 2015 года, за день до окончания полномочий, он предложил руководителю исполнять обязанности главы республики до очередных выборов. А почти полгода спустя, 13 сентября 2015 года, за президента Рустама Минниханова проголосовало подавляющее большинство - 94,4 % - избирателей республики. Так его переизбрали на второй срок полномочий.

За прошедшие полтора года тему наименования должности первого лица Татарстана поднимали разве что в некоторых федеральных СМИ. Так, в интервью «Газете.Ru» год назад спикер Госсовета республики Фарид Мухаметшин рассказал, что для того, чтобы переименовать президента в «главу», необходимо проводить республиканский референдум. А статья Конституции Татарстана, в которую нужно вносить изменения по этому поводу, может быть изменена только по итогам плебисцита: «А еще неизвестно, как люди проголосуют», — отметил тогда спикер Госсовета.

В самом же Татарстане должность президента республики воспринимают как само собой разумеющееся – жители региона уже четверть века именуют своего руководителя президентом, так что уже выросло поколение тех, кто не воспринимает иное наименование должности первого лица. Нет зависти, судя по всему, и у руководства других регионов, в том числе тех, что отказались от должности президента. Более того, со многими из них Рустам Минниханов постоянно встречается и даже дружит, а тот же Рамзан Кадыров однажды даже публично обратился к Минниханову: «мой дорогой старший брат».

минниханов босс

Почему Татарстану можно?

Ответ на этот вопрос искали и, вероятно, нашли для себя авторы всё той же «Газеты.ру» Андрей Винокуров и Владимир Дергачев в материале «Татарстан отбил своего президента» от 30 декабря 2015 года, где упоминается о привилегированности республики с элементами суверенитета и потенциальной с её стороны угрозе обратиться в Конституционный суд, а также об отсутствии общественного интереса в переименовании должности президента.

« … республика ведет консультации с федеральным центром по поводу сохранения слова «президент» в наименовании высшей должности представителя региона. В случае если уступок Татарстану не будет, он даже грозился подать в Конституционный суд, так как в основном законе страны четко прописано, что субъекты сами определяют название своего парламента», - говорилось в той публикации.

О праве самостоятельного решения вопроса сохранять должность «президент» в Татарстане или нет, высказался и глава государства Владимир Путин на пресс-конференции в декабре 2015 года:

«По поводу президента Татарстана. Вы знаете, у нас ведь как в стране говорят: хоть горшком назовите, главное, чтобы в печку не ставили. Это действительно дело самого Татарстана, я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие-то национальные чувства. Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа, но даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении руководителя, первого лица республики. Это был выбор чеченского народа. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?»

В общем-то, это своего рода политический «зелёный свет», которым можно и, однозначно, будут пользоваться. А на вопрос «Почему Татарстану можно?», пожалуй, резонно привести ответ того, кто в 90-ых сделал эту должность возможной в нашем регионе, а с годами и одной из самых весомых на политическом небосводе страны:

«Людям нравится как сам президент, так и название высшего должностного лица нашей республики — президент! Это название нас сильно объединяет. Скажу почему: потому что это слово не подлежит переводу ни на татарский, ни на русский языки. Вот где еще сила и авторитет!»

Эти слова без двух дней юбиляр Минтимер Шаймиев произнёс на инаугурации Рустама Минниханова в 2015 году.

shaimiev

Фото: kremlin.ru, kazan2013.com, shaimiev.tatarstan.ru

Новости партнеров