01.05.2024 03:46

USD

EUR

Казань

Последние пионеры Союза. Казанцы вспомнили, как вступали в пионерию и покидали её

Общество 14:23, 19.05.2017

последние пионеры союза

Сегодня многие казанцы в возрасте от 35 и старше вспоминают о празднике советских школьников – 19 мая в СССР отмечали День пионерии. Праздновали с размахом: концерты, награждения, торжественные собрания... Сегодня же для большинства заставших советскую эпоху это повод вспомнить о том, какими они были пионерами и как практически в одночасье развалилась выстроенная долгими годами система. Некоторые из наших героев пробыли пионерами меньше календарного года, вступив буквально на  «подножку» уходящей в историю организации. Их по праву можно назвать последними пионерами Советского Союза.

 

Владимир Воровцов, цирковой артист, тренер по метанию ножей и стрельбе из лука:

воровцов

- Я считаю сегодняшний день своим праздником. В этот день, когда вам повязывали пионерский галстук, внутри сердце разрывалось от гордости и радости за свою Родину – такие были ощущения. Что и тебе поверили, и доверили творить историю своей Родины. В наши задачи входило, прежде всего быть примером для себя и других. Я до сих пор храню значки и галстук.

Как правило, участвовали во всех мероприятиях, организованных школой, пионерской и комсомольской организациями. Участвовали в спортивных соревнованиях и самодеятельности, помогали отстающим ученикам, а также пенсионерам и ветеранам ВОВ. Как правило становились пионервожатыми младших классов. Я помню, у меня было два класса второклашек.

Из пионеров могли исключить - за неуспеваемость, за нарушение дисциплины, за курение, драки, оскорбления можно было быть исключенным из пионерской организации. Поэтому в наше время было много отличников, все гордились этим статусом – «Пионер своей Родины». Не зря был лозунг: Пионер во всем пример!!! Но и пионер – это была одна из ступенек перед поступлением в комсомол.

Тимур Шайдуллин, журналист:

шайдуллин

- Так получилось, что 19 мая 1991 года стал для нашего класса не только Днем пионерии, но и прощания с ней. 26 лет назад, в 1991 году, нашему 5 «А» (в который мы, школьники всей страны, почему-то все тогда переходили из 3-го), объявили – организация пионеров СССР распускается. Тогда мы еще не знали, что и самому Союзу остается жить всего полгода. Жалости никакой не испытывали, скорее наоборот – вся страна жила грядущими переменами, и это настроение передавалось и детям. Только потом мы поймем, что потеряли.

А начиналось все очень даже радостно. 23 февраля 1990 года наш, тогда еще 3 «А» казанской школы № 9 всем классом принимали в пионеры. Может быть, нынешним школьникам это покажется смешным, но волновались перед этим практически все – даже отъявленные хулиганы и двоечники. Я, например, вообще не спал всю ночь и мечтал о времени когда надену красный галстук. Принимали нас в пионеры в здании НКЦ «Казань», там тогда находилась экспозиция, посвященная Ленину. Каждый произносил клятву пионера, и потом ему повязывали галстук и вручали пионерский значок. Были речи, обещания хорошо учиться, любить партию и Родину – наша классная при этом была еще и парторгом школы, так что политической составляющей хватало. Ну а потом мы отправились к Вечному огню в парке Горького и возложили цветы.

Из всего года, проведенного в пионерах, запомнилось многое. Сбор макулатуры, металлолома, собрание звездочек, первые пробы себя в руководстве. Был звеньевым, заместителем председателя совета отряда. И, наверное, если бы не ликвидация организации, мог бы сделать карьеру по партийной линии. Говорю это потому, что для школьника в политике разбирался неплохо, а главное - всё это было лично мне действительно интересно. Как пионерам, классная руководитель читала нам политинформации – о голодающих детях Гватемалы и Никарагуа, ситуации в переговорах с НАТО, проведении Съезда народных депутатов СССР. Сейчас многим школьникам это покажется ненужным, однако в то время, когда 10-11-летние дети не имели планшетов, кучи каналов по ТВ, а общество было максимально политизированным – все это было интересно, и большинство в нашем классе точно знали – кто такой Борис Ельцин, Рональд Рейган, Джордж Буш или Маргарет Тэтчер.

А еще нас как пионеров обязывали подписываться на «Пионерскую правду», а также журнал «Костер». Первая стоила, по-моему, 5 копеек за номер, журнал около 40. С одной стороны, это была так ненавистная сейчас «обязаловка», а с другой газета, и особенно журнал, были реально интересными. «Костер» я зачитывал буквально до дыр, а потом рассказывал о содержании на заседаниях совета отряда. Там же обсуждалась успеваемость учеников, кому-то просили помочь, или взять на поруки, кого-то награждали грамотами. Но продлилось все это ровно год.

В феврале-марте 1991-го стало понятно, что коммунизм как идеология уходит в прошлое. Это отразилось и на пионерах. Заседаний больше не проводили, галстук, который надо было из-за особенности ткани каждый гладить по-влажному, стал надоедать, а в школе все больше учеников, особенно старшеклассников, стало его просто игнорировать. Только наша строгая классная по-прежнему заставляла нас приходить обязательно с галстуком и значком. А в те годы, когда уже появились с Запада модные свитера и джинсы, многих такие порядки уже стали откровенно раздражать. В итоге, когда 19 мая она со слезами на глазах объявила о распаде пионерской организации СССР, многие в нашем классе вздохнули с облегчением.

В тот же день мы с друзьями-одноклассниками с радостью избавились от наших галстуков - просто сожгли их во дворе у школы. Тогда нам казалось, что впереди ждет что-то светлое, новое, хорошее. А оказалось – страна уже погружалась в вихрь лихих 90-х. Но в тот день мы еще не знали, что приобрели, а что потеряли.

Андрей Крылов, актёр театра и кино:

андрей крылов

- После развода родителей и переезда в новый район, в новую школу, я там тяжело приживался - и с учительницей, и с одноклассниками… Поэтому стал отставать и по учебе, и по поведению, в пионеры, как и в старшие пионеры меня принимали позже всех. Сначала шли отличники, потом хорошисты и так далее.

Никогда не забуду, как бабушка наша гладила мне галстук пионерский на парадную линейку. Это было примерно в 83-ем году. Там галстук надо было держать на руке - правой (по-моему), и он перевешивался через руку... и мы давали клятву пионера. Потом подходили старшеклассники-пионеры или комсомольцы. Они брали галстук и повязывали на шею, и помню, что тот, кто мне повязывал, мучался с узлом. В общем, завязал конечно, но кое-как.

Дальше приходилось этот красный галстук каждый день одевать, обязательно стирать (у меня был один галстук, сменки не было). И если он не успевал после стирки высохнуть, бабушка его утюгом сушила, а после такой вот горячий одевала на меня. Кстати, я не сразу научился завязывать этот узел на нем, он какой-то хитрый был.

Ещё я помню, что мои одноклассники, уже по прошествии времени стали как-то украшать эти галстуки, интересный дизайн придумывать, так, от скуки. Кто-то по краю галстука скрепки даже приделал, получилась такая окантовка железная, а кто-то на уголках рисовал какие-то иероглифы.

Как пионеры мы макулатуру собирали, металоллом, бродили по всей территории района, искали. Приносили это все на площадку перед школой. Жаль сейчас нет такого, мне кажется, это процесс нас сближал, объединял.

А развал пионерии как-то странно получился… Вроде как придумали систему старших пионеров - перед комсомольцами, туда всех отличников и хорошистов в первую очередь запихнули, до меня очередь дошла с моим дружком… Выдали нам другие значки, галстуки, по-моему, уже можно было не одевать. А через какое-то время оказалось, что все… даже не помню как и кто объявил, но как-то сразу вся школа перестала носить эти все штучки.

Евгения Мифтахова, предприниматель:

мифтахова

- Нас в пионеры посвящали в третьем классе, в 83-м году. Помню, что это было очень почетно, мы сильно волновались и ждали этого. Сначала посвящали пять человек – отличников. Нас построили на линейку, рядом стояли директор школы, завуч. Играла музыка, барабаны.

Мы с одноклассницами гладили галстуки, наверное, раз пять – не дай Бог помнётся! Чувство гордости оттого, что мы теперь пионеры, переполняло. Гордость за школу, за родину… В школе была доска пионеров – героев Великой Отечественной войны, у меня был сборник книжек про истории этих детей.

Что касается общественных работ, то я не скажу, что нас к ним привлекали. Мы ходили на мероприятия в Дом пионеров, иногда с нами проводили уроки патриотического воспитания. Говорили, что пионеры – защитники леса, помощники пожилым и одиноким. Иногда ходили к пенсионерам, помогали, еще собирали макулатуру и сдавали.

Ничего из атрибутики пионерской не сохранилось. Хотя лозунги были, что галстук – это часть красного знамени, поэтому его надо беречь!

Владимир Сыченков, коммерческий директор портала «Казань24»:

- Мне сегодня вспомнилось, как нас принимали в пионеры. Из класса выбрали пять отличников, в которых оказался и я. Нам первым повязали красные галстуки, однако вкусить прелесть «премьерства» не получилось. На следующий день пришел фотограф – для альбома класса на конец года. И поскольку было понятно, что рано или поздно в пионерию запишут всех, в наших пяти галстуках фотографировали всех подряд. Это была первая «уравниловка», а галстук я потом сразу постирал.

Фото: antiqrussia.ru, личные страницы героев в социальных сетях

Новости партнеров