Общество 10:05, 25.06.2017
История праздника Ураза байрам насчитывает более 1300 лет, традиция отмечать окончание поста была основана Пророком Мухаммедом в 624 году. Ураза-байрам является символом возрождения, повышения духовного уровня, ведь мусульмане на протяжении целого месяца постились, свободное время посвящали изучению Корана, старались свершать максимально возможное количество благих дел и поступков.
Празднику Ураза-байрам предшествует Рамадан — священный месяц поста и духовного очищения, в котором был ниспослан Коран – священная книга мусульман. Рамадан — является наиболее важным и значимым из всех периодов в году, во время которого каждый мусульманин должен в течении всего светового дня отказываться от еды, питья, плохих поступков и т.д. Священный пост является одним из пяти столпов Ислама, основной целью которого является приближение человека к Богу. Основной смысл месяца Рамадан и поста — очистить человека от пороков и страстей. Отказ от порочных желаний в течение месяца Рамадан помогает человеку воздержаться от совершения всего запретного, что в дальнейшем приведет его к чистоте поступков не только во время поста, но и в течение всей жизни.
Кроме этого, важное значение в месяц Рамадан занимает проведение коллективных разговений – ифтаров. Совместное принятие пищи, общение на духовные темы, культурная программа как никогда сближает людей, создает атмосферу мира и согласия в обществе. В Казани практически во всех мечетях проходят вечерние разговения, и что немаловажно, туда может прийти каждый человек, вне зависимости от религиозной, национальной принадлежности. Например, мечеть Ярдам каждый день проводит ифтары, где кормят 1200 человек. Ежегодной традицией стало проведение республиканских ифтаров, которые поддерживаются властями Татарстана. 15 июня в Академии тенниса был проведен уже пятый Татарстанский ифтар, в котором участвовали 10 тысяч человек. Впервые республиканский ифтар на тысячу человек прошел в 2011 году на площади Тысячелетия. Традиционно такие разговения посещает президент Татарстана Рустам Минниханов, государственный советник РТ Минтимер Шаймиев и другие высокие гости. Все это говорит, о поддержке на государственном уровне таких мероприятий.
К празднику мусульмане начинают готовиться за долго до его наступления. У татар принято делать большую уборку дома, затопить баню, привести в порядок придомовые постройки, а также украсить жилище. Вечером перед праздником многие татары стремятся сходить в баню, которую часто называют “гает мунчасы” (с татарского – праздничная баня). За несколько дней принято закупать продукты, подарки, готовить национальные блюда и сладости. Ранним утром в день праздника верующие должны совершить полное ритуальное омовение, надеть лучшую, праздничную одежду, использовать благовония и отправиться на утренний праздничный намаз (молитву) в мечеть. По традиции, в это утро многие стремяться прийти в мечеть за несколько часов, до начала торжественных мероприятий, чтобы прочитать утренний намаз, почитать либо послушать Коран, помолиться за себя, родных и близких. До намаза имам читает праздничную проповедь, потом коллективно совершается молитва, которая отличается от обычной молитвы. В конце праздничного намаза мусульмане обращаются к Всевышнему с просьбами о принятии поста и молитв.
До наступления праздника Ураза-байрам нужно уплатить специальную милостыню в пользу бедных – фитр-садака. В этом году ее минимальный денежный эквивалент составляет 100 рублей. Собранные средства распределяют среди неимущих, чтобы они не чувствовали себя обездоленными и могли достойно отметить праздник окончания поста. Согласно канонам Ислама, до уплаты фитр-садака, пост который держал человек в месяц Рамадан, находится в подвешенном состоянии, между небом и землей. И только, после выполнения этого предписания, пост мусульманина будет засчитан. Считается также, что уплата фитра, позволяет избавиться от грехов, совершенных в месяц Рамадан.
В этот день при встрече друг c другом татары обмениваются поздравлениями — Ураза-бәйрәме мөбәрәк булсын! (С татарского – с праздником Ураза-байрам). Сегодня в эпоху развития информационных технологий и интернета, с самого утра татары, едва проснувшись, начинают поздравлять друг-друга, публикуя посты в социальных сетях, отправляя сообщения по Whatsap, Telegram. Старшее поколение предпочитает традиционный метод поздравлений – позвонив по телефону.
Праздник Ураза-байрам длится три дня. У татар в эти дни принято ходить в гости, посещать родственников, друзей, устраивать праздничные застолья, угощать друг друга всевозможными кушаньям, дарить подарки. Праздничный стол каждой мусульманской страны зависит от народных традиций. В Татарстане утром пекут блины, готовят токмач (лапшу), а на праздничном столе обязательно присутствуют пироги – губадия, бэлеш и т.д. В этот день многие татары стремятся пойти на кладбища, посетить могилы родных и близких, чтобы прочитать молитву за умерших.
Имам старейшей в Казани мечети Марджани Рамиль хазрат Мингараев, поздравляя всех с Ураза-байрам, считает, что в праздник мусульмане должны последовать примеру предыдущих поколений.
– Испокон веков наши бабушки и дедушки ждали праздник Ураза-байрам, ходили в мечеть. Это один из величайших и важнейших праздников мусульман. Я призываю к тому, что делали наши предки: укреплять отношения с родственниками, ходить вместе в мечеть, посещать кладбища. Будет хорошо, в этот день не только самим праздновать, но и обрадовать детей, сирот, передать им подарки, – считает он.
Основатель первой сети татарского фаст-фуда «Тубетей» Султан Сафин уверен, что сейчас идет эпоха возрождения, и среди молодого поколения, и среди пожилых.
– Проведение массовых ифтаров, каких-то социальных мероприятий, транслирование проведения праздников в социальных сетях и СМИ создает положительный облик Исламу. В Рамадан совершается очень много благих дел, и я думаю, что это месяц позволяет сделать большой толчок в развитии. Проведение Ураза-байрама, несомненно позволяет сохранять культурные традиции татарского народа, ведь это возвращает нас к нашим истокам, нашей истории, и это нужно поддерживать, – говорит он.
Сегодня проведение религиозных обрядов, праздников широко поддерживается на государственном уровне. Однако это не всегда так было. В нашей истории известны периоды, когда религия была фактически под запретом. Бывший депутат Государственного Совета РТ (1990-1995гг.) Раиф Галиев вспоминает, что послевоенные годы было очень непросто выполнять религиозные обряды.
– Я родился в 1945 году, и еще будучи ребенком вместе с отцом начал ходить на празднование Ураза-байрам. Тогда мечетей в деревнях либо не было, либо они были закрыты. Несмотря на их отсутствие, поколение моих родителей, родившихся еще до революции 1917 года, во многом было религиозным, образ жизни был крепко связан с исламом. В нашем селе не было официального имама, но у нас был мулла, избранный народом. Мой отец, несмотря на то, что был бригадиром в колхозе, коммунистом, крепко держался национальных и религиозных традиций. Именно он брал меня с собой на праздники. Праздничную молитву читали на поляне у кладбища. На открытом воздухе слушали проповеди имама, народа приходило очень много. Отчетливо помню, в месяц Рамадан очень многие держали пост, старики, взрослые и дети, а в школах, всех постящихся заставляли глотать воду. Это сегодня хорошо, мечети открыты для всех желающих, проводятся массовые ифтары, – говорит он.
Дамир Хабибуллин
Фото: islam.ru, islamcenter.ru
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
Авто
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров