Опасаться ли повторения сценария прошлогодней осени? Что вообще характерно для "осеннего" рынка? Акции компаний каких секторов могут упасть сильнее? Через какой временной промежуток обвал сказывается на непосредственной деятельности компаний, экономики в целом? Среди каких эмитентов, секторов искать защитные "бумаги"? На эти актуальные вопросы отвечает директор филиала БКС Премьер в Казани Руслан Фатыхов:
«Анализ ценовых графиков российских акций за последние несколько лет показывает, что четкой сезонной зависимости в осенний период не прослеживается. Так, в частности, в кризисном 2008 году, сентябрь – октябрь были отмечены сильнейшим падением с остановкой торгов, запретами на «шорты» и т.п. Осень 2009 и 2010 гг. характеризовалась неагрессивным ростом. В 2011 году были разнонаправленные движения: в конце сентября - начале октября сильный провал, потом во второй половине октября повышение, а в ноябре стагнация.
Какой сценарий поведения рынка, скорее всего, реализуется осенью этого года? - Технический анализ указывает на высокую вероятность падения. После майского обвала состоялась полноценная повышательная коррекция, затем наступил «боковик», который продолжается до настоящего момента.
Индекс ММВБ уже 2 месяца движется в диапазоне 1325-1460 пунктов и в перспективе до конца лета никаких технических предпосылок для его выхода из этого коридора не просматривается. Однако ближе к осени с большой долей уверенности можно прогнозировать завершение стагнации и, как указывалось выше, начало развития понижательной тенденции. Целями ожидаемого падения являются, прежде всего, пробой уровня поддержки, майского минимума (1241 пункт по индексу MICEX), а затем достижение диапазона 1000 пунктов. Именно эта область значений индекса соответствует наиболее вероятной технической цели полномасштабной коррекции всего посткризисного роста. Спрогнозировать сроки выхода рынка на указанный уровень невозможно: все зависит от темпов и интенсивности ценовых движений, но в любом случае речь идет о временных горизонтах в пределах конца нынешнего года.
Исходя из представленных выше соображений очевиден практический вывод: покупать акции на среднесрочную и долгосрочную перспективу еще рано. Зато для краткосрочных спекулянтов, «интрадейщиков» ближайшие месяцы сулят неплохие перспективы.
Отметим также, что техническая картина по разным финансовым инструментам отличается довольно существенно. Так, например, акции Сбербанка – лидера российского фондового рынка по оборотам, выглядят наиболее техническими перекупленными и по ним можно ожидать весьма значительного понижения. То же самое (хоть и в меньшей степени) относится и к нефтегазовым «голубым фишкам»: Газпром, Лукойл, Роснефть. А вот бумаги некоторых металлургических компаний (в частности, НЛМК, ММК, Мечел), возможно, уже достигли своего «дна» (или, по крайней мере, находятся вблизи от него).
Впрочем, «перепроданы» не только акции металлургической отрасли. Серьезная техническая недооценка просматривается и по ВТБ, и по Ростелекому, и по некоторым другим «фишкам». Тем не менее, даже эти инструменты не стоит рассматривать, как вариант «защитных» активов. Тот факт, что они имеют небольшой потенциал для падения, вовсе не означает возможность роста в ближайшее время.
Еще раз подчеркну: все приведенные прогнозы базируются исключительно на данных технического анализа. Не стоит забывать, что в условиях российских реалий рост и падение акций, особенно высоколиквидных, напрямую не связаны с ситуацией внутри компании. Ожидаемое снижение вовсе не обязательно будет являться следствием ухудшения основных корпоративных производственных показателей предприятий (также как не может оказаться и причиной этого).
И наконец, самое главное: каковы практические выводы и рекомендации для инвестора в текущей ситуации? Очевидно, что время для открытия позиций на среднесрочную и долгосрочную перспективу еще не пришло, но этот момент близится и, скорее всего, наступит до конца года. Необходимо внимательно следить за состоянием рынка для того, чтобы не упустить шанс. Финансовые результаты инвестиционных решений 2012 года вполне могут сравниться с доходностями, полученными теми, кто покупал российские акции после падений 2000 и 2008 годов».
У любого человека имеются свои основания для того, чтобы найти работу: кто-то подыскивает работу по окончании института, у кого-то есть стремление к карьерному росту, кого-то не совсем устраивает зарплата. Процедура поиска работы – это очень тяжелый и кропотливый труд, которому требуется упорство, терпение и много времени. Правило первое: собственные связи и контакты. Сделайте телефонные звонки всем своим знакомым и друзьям и сообщите, что находитесь в поиске работы. Попросите, чтобы они выслали ваше резюме в отдел по работе с персоналом по месту их работы в Сызрани и, чтоб рассказали о ваших профессиональных качествах. Возможно, что в компаниях, в которых работают ваши знакомые, нужны специалисты такого профиля, как у вас, и их рекомендации поспособствуют этому и выбор ляжет на вас. Правило второе: активный поиск. Не надо ждать того, что после двух или трех резюме, работодатели начнут выстраиваться к вам в очередь. Проявляйте активность и не ограничивайтесь только одним методом поиска работы. Вы гораздо быстрее найдете подходящую работу, если будете искать должность очень активно и, если для этого вы больше способов будете использовать. Правило третье: кадровые агентства и интернет-порталы для поиска вакансии. Свое резюме разместите на веб-сайтах, которые специализируются на подборе вакансии. Раз в день свое резюме обновляйте, так работодатель быстрее обратит на него внимание. Просматривайте все новые вакансии. А на те, которые кажутся для вас подходящими, откликайтесь. Многие работодатели подыскивают служащих, пользуясь услугами кадровых агентств. Разослав свое резюме по всем крупным рекрутинговым компаниям, у вас появятся больше шансов найти хорошую работу. Правда у такого варианта имеется один минус – практически все кадровые агентства всех соискателей вносят в общую базу, это означает, что уже после того, как вы устроитесь на работу, вам могут еще звонить несколько раз. Правило четвертое : поиск вакансий на веб-сайтах работодателей. Корпоративные веб-сайты многих работодателей крупных компаний являются очень хорошим инструментом для подбора работы, потому что всегда содержат самую свежие сведения о стажировках и вакансиях . Изберите компанию, в какой желали бы работать, зайдите на веб-сайт и отправьте резюме по специальной форме. Спустя некоторое время позвоните специалисту по кадрам и уточните, получили ли ваше резюме и, примерно, когда можно ожидать ответа. Правило пятое: профессиональные форумы. Рекрутинговые компании, время от времени, размещают информацию о вакансиях на особых форумах, посвященных конкретно определенной должности или профессии. Мониторинг подобных форумов не только может помочь подыскать работу, но и даст возможность пообщаться с коллегами-профессионалами.