Рынок предложений франчайзинговых услуг в России и СНГ достаточно развит на сегодняшний день (в этом можно убедиться, ознакомившись с каталогом франчайзинговых услуг на сайте http://getbiz.ru). Однако не всем понятен принцип их работы и тонкости этого дела.
Когда вы готовитесь к продаже франшизы, то перед вами встает вопрос: «Надо ли требовать от своих франчайзи лично работать во франшизной точке или можно разрешить ему нанять полный штат работников, а самому только наблюдать за процессом?»
Вообще говоря, ситуация, когда франчайзи является только владельцем точки и не принимает ежедневного участия в ее работе, является довольно распространенной. Согласно статистике, менее четверти всех франчайзеров требуют от своих франчайзи лично участвовать в работе торговых точек.
Прочие же три четверти компаний допускают передачу торговых точек в управление наемным менеджерам. Обычно это происходит потому, что у одного франчайзи находится несколько торговых точек в управлении. Это выгодно как франчайзи, так и франчайзеру. Для франчайзера снижается себестоимость продажи одной торговой точки, так как франчайзи уже обучен и имеет опыт работы. Кроме того, удобнее вести дела, если у тебя всего десять - двадцать франчайзи, а не сто-двести. Вдобавок, если одному владельцу принадлежат несколько торговых точек, то он более ревностно следит за выполнением всех правил системы и поддержанием её имиджа, так как каждое нарекание в работе одной из его торговых точек отразится и на всех остальных.
А для франчайзи польза от работы наемных менеджеров состоит в том, можно устраниться от необходимости работать и использовать франшизу не как место трудоустройства, а как капиталовложение. Плюс, таким образом можно владеть не одной франшизой, а их неограниченным количеством.
Несмотря на эти плюсы, исследования показывают, что большего успеха сети достигают именно тогда, когда владелец принимает непосредственное личное участие в работе торговой точки.
Следует помнить, что наемные работники приносят с собой все классические проблемы.
Работники не выкладываются на все сто процентов, ведь для них это только работа. И если вы не гений мотивации, то их отношение к работе будет выглядеть так: «Прихожу в девять, ухожу в шесть». В клиентах они будут видеть только лишние проблемы: «Ой, они опять от нас чего-то хотят». Также работники не будут стремиться сэкономить деньги на операционных расходах. Конечно, это ведь не их деньги. Они не будут стремиться придумать что-то новое или работать эффективнее.
К тому же, если ваш франчайзи не руководит своими людьми лично, не видит их работу ежедневно и ежечасно, то, как он сможет эту самую работу оценивать? Как он вообще может вести куда-то свой бизнес (и ваш, кстати, тоже), развивать его, если он даже не знает, как все это работает?
Вообще говоря, существуют способы решения многих из этих проблем. Во-первых, не позволяйте использовать вашу франшизу попросту как инвестицию. Вам ведь нужны не только деньги от ваших франчайзи, но и их мозг тоже нужен. Если ваши франчайзи хотят иметь несколько точек, и вам это удобно, разрешите им это. Но пусть они осуществляют руководство всей этой группой собственных точек, следят за соблюдением стандартов системы, «пинают» работников и ни на минуту не ослабляют контроль. В конце концов, собственник – это лучший надзиратель.
Еще один вариант – это «многоярусный» франчайзинг или субфранчайзинг. То есть вы продаете франшизу на регион, а ваш франчайзи уже продает субфраншизы на каждую отдельную торговую точку. Таким образом, вы можете уже не общаться непосредственно с каждым владельцем торговой точки, а проводить свою политику при помощи франчайзи - глав регионов. Получится что у вас и народу не слишком много, и каждый оператор торговой точки – это собственник. Отличная система, всем хороша, но и у нее есть один серьезный недостаток. Она должна генерировать очень внушительную прибыль, чтобы ее хватало и вам, и франчайзи, и субфранчайзи.