22.11.2024 00:30

USD

EUR

Казань

Куда ходили с семьей на Новой год в старой Казани

08:15, 27.12.2016

Лев Жаржевский – о зрелищах и гуляниях казанцев в XIX веке, садах, которые оставили след и людях, которые наследили

Портал «Казань24» продолжает публикации «Прогулок по старой Казани» (все материалы рубрики- здесь) в компании Льва Жаржевского, с которым мы иногда делаем остановки, чтобы детально рассмотреть бытовые стороны жизни казанцев.

В прошлой серии мы обнаружили в центре дом, в котором "в Первую мировую войну торговали «ночной колбасой», К разговору о становлении колбасного дела в Казани мы еще вернемся, а сегодня поговорим о том, куда ходили и как развлекались горожане под Новый год и другие праздники.

Развлечения с глубокой древности были составной частью отдыха — физиологически обусловленного перерыва в трудовой деятельности — и им посвящена огромная литература. Потребность в развлечениях свойственна человеку на всех этапах его жизни и при любой социально-экономической формации. На этом можно, пожалуй, поставить точку в теоретической части этих заметок и перейти к тем ее частям, где будет рассказано о развлечениях, существовавших в Казани в позапрошлом и начале прошлого века. Автор знает наверняка, что его заметки о городе читают многие казанские экскурсоводы. Именно поэтому он постарался рассказать не просто о развлечениях, но о том следе, которые постройки для зрелищ и гуляний оставили (или не оставили) на улицах Казани.

Казанские театры

razvl1Городской театр

XIX век характеризовался практически полным отсутствием средств массовой коммуникации, и этим, кроме прочего, объяснялась сильная дифференциация видов и способов развлечения у разных слоев общества. В наших заметках будут опущены домашние развлечения и развлечения, не требовавшие хотя бы простейших сооружений. Мы попытаемся показать, как оформлялись места развлечений в архитектурно-строительном отношении.

Основным развлечением образованной публики был театр, природа которого требовала создания специальной площадки для игры актеров и мест для размещения зрителей. Поначалу для театральных представлений использовались помещения в зданиях учебных заведений и жилом доме. Причем помещения эти были вполне подходящими. Так, о театральном зале в Казанской гимназии во второй половине XIX века современный автор писал:

"Театр, ей богу, такой, что и желать лучше не можно < ... > партер, обитый красной каразеей < ... > поместил в себя 400 человек".

После посещения Казани Екатериной II 3 сентября 1767 года был издан специальный указ, где, в частности, писалось:

"Содействовать возобновлению в гимназии театральных представлений и сколько возможно склонять к тому здешнее дворянство, которое посредством сих представлений могло научиться приятному обращению и необходимой в свете ловкости".

Спустя некоторое время при содействии казанского губернатора кн. Баратаева в Казани появляется общедоступный платный театр под руководством придворного актера В. Р. Бобровского. Представления этого театра проходили в доме № 25 по нынешней улице Кремлевской. Спустя довольно значительное время Казань обзаводится специально построенным деревянным на каменном фундаменте театральным зданием - его построил страстный любитель театра помещик П.П. Есипов. Это было внушительное здание, украшенное деревянными колоннами, до 100 метров в длину и до 50 метров в ширину. Просуществовав около пятнадцати лет, театр этот сгорел во время опустошительного пожара 1815 года. Впоследствии появляется каменный городской театр, здание которого неоднократно перестраивалось, пока пожар 1919 года не положил конец его существованию.

Но подходящие помещения в частных домах еще не раз использовались театральными труппами: в здании на месте нынешнего физфака КГУ до аренды вновь выстроенного деревянного здания городского театра выступала труппа п. А. Соколова, а в доме на Б. Красной в течение шести лет шли спектакли труппы Е. Ф. Стрелкова. августе 1842 года деревянный городской театр сгорел. Стараниями казанского военного губернатора С. П. Шипова в 1845 году было заложено, а спустя четыре года построено красивое кирпичное здание нового театра.

"Четверо дверей с широким крыльцом составляют главный подъезд. По бокам устроены еще два подъезда < ... > обширные сени ведут в партер прямыми дверями, а коридорами - в бенуары. Железные лестницы соединяют нижний коридор с верхним, по которым входят в два яруса лож и раек. Амфитеатр < ... > весело и приветливо смотрит на посетителей, изящная большая лампа с изящной сеткой с раззолоченным дном спускается из центра потолка; потолок по карнизу расписан сценическими принадлежностями < ... >Всего лож - 30, бенуаров - 8, в партере назначены места для пятидесяти человек. Раек состоит из трех отделений: два боковые будут пущены по меньшей цене против среднего. Сцена очень обширна. < ... > Пол устроен со всем необходимым механизмом для провалов, превращений, движений разных животных и т.п., и все это приводится в движение легко и удобно одним или двумя человеками. Из-под красной бархатной драпировки отдергивается вправо изумрудный занавес и открывается памятник Державину и выступающие позади него здания < ... > Концертная зала помещается в передней части театра под главным подъездом < ... > Она невелика, но чрезвычайно мило отделана в помпейском вкусе < ... > Стены ее бледно-сиреневого цвета, по обеим сторонам колонны < ... > за колоннами на стенах вылеплены барельефы мифологического содержания" - писали  “Казанские губернские ведомости» в 1849 году.

По распоряжению губернатора при постройке театра было предусмотрено посещение театра татарскими женщинами.

"Боковые ложи в нижнем этаже, выходящие на оркестр < ... > назначены для семейств мусульманских и будут закрыты решетками" - пишет та же газета.

Сословные и профессиональные клубы

razvl2

Новый театр — клуб Общества служащих в правительственный и общественных учреждениях Казани

Четкое сословное разделение общество сказывалось и на местах развлечений различных сословий. Здание Дворянского собрания с великолепным колонным залом, возведенное в середине XIX века на бывшей Театральной площади, сначала служило местом проведения дворянских балов. По мере демократизации общественных настроений тот же зал служил местом проведения платных симфонических концертов и выступлений гастролирующих исполнителей. Имели свои помещения и другие сословия и корпорации: Военное, Купеческое и Русское собрания, Общество приказчиков, Общество служащих в правительственных и общественных учреждениях. Некоторые из этих помещений стали впоследствии известными и поныне зрелищными предприятиями.

В этом смысле интересна история здания нынешнего Татарского театра драмы и комедии имени Тинчурина. Казань тех давних времен была в высокой степени чиновничьим городом. Одних только округов, кроме военного, здесь было несколько: учебный округ, почтово-телеграфный округ, округ путей сообщения, округ Казанской судебной палаты и округ с экзотическим для нас названием - "песчано-овражный".

Как и в любом губернском центре, здесь служили чиновники губернского правления, контрольной палаты, казначейства, здесь же было отделение Госбанка. Эти чиновники не были дворянами, а если и были, то имели в подавляющем большинстве случаев лишь личное дворянство, приобретенное долгой службой.

Естественно, что этот слой казанской публики не чувствовал себя уютно в дворянском собрании и нуждался в своем месте развлечений. Ответом на эту потребность стало создание в Казани Общества служащих в правительственных и общественных учреждениях. Многочисленное по составу и грамотно управляемое, "Общество канцеляристов" (такое обиходное название часто встречается в газетах того времени) финансов о окрепло и смогло снять вполне приличное помещение в доме Кекина на Малой Лядской (ул. Горького, 3).

В этом помещении часто давали спектакли гастролировавшие в Казани труппы, нередки были и концерты. Несколько раз Общество делало попытки обзавестись собственным домом. В конце концов выбор пал на бывший молоствовский особняк ( к тому времени уже перешедшей к другому владельцу) на Большой Лядекой. Архитектору Ф.Р Амлонгу был заказан проект переустройства здания и в декабре 1912 года в Казани появился так называемый Новый клуб. Это название здание будущего тинчуринского театра получило не зря: в Казани уже были дворянский клуб, купеческий клуб и клуб приказчиков. Кстати, и клуб приказчиков (сейчас это Торгово-промышленная палата РТ), получивший нынешний вид в 1903 году после пристройки углового здания к ранее существовавшему, нередко служил местом про ведения вечеров, спектаклей и концертов. История здания ТЮ3а, использующего театральное помещение купеческого собрания, общеизвестна, и не необходимости напоминать ее специально.

razvl11

Купеческое собрание

Идея создания народных домов как развлекательных и просветительских центров охватила Россию на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Наиболее яркий пример – и по сию пору впечатляющий Народный дом императора Николая II в Петербурге с огромным зрительным залом и массой помещений для полезных занятий. На свои средства строили народные дома либерально настроенные представители знати - так возник народный дом графини Паниной. Строили их и крупные промышленники, например, Нобель. На средства Л. И. Алафузовой по проекту Л. К. Хрщоновича в Казани в 1898-1900 годах было возведено здание народного дома "Торгово-промышленного общества Алафузовских заводов и фабрик". В крыльях первого этажа размещались мужская и женская школы на 100 учащихся каждая с ремесленными отделениями. На втором этаже - фойе театра, сам театр был рассчитан на 850 мест. На втором этаже размещались также клуб служащих и музей, читальня для рабочих и квартиры учителей. В подвальном этаже находились приют-ясли на 40-60 детей, чайная для рабочих, котлы водяного отопления и вентиляционные камеры. После революции здание стало клубом льнокомбината, а в 1996 году было передано Казанскому татарскому театру юного зрителя.

razvl3

Алафузовский народный дом

Сады

razvl6

Державинский сад

Большое место в развлечениях казанцев занимало посещение садов. Если в 1840 году в городе было всего два общественных сада, то к концу века их насчитывалось более десятка. Часть из них располагалась в само центре города - Черное озеро, Лядской и Панаевский сады, сад Эрмитаж, Державинский сад и Николаевский сквер. Некоторые были в слободах, как например, Андреевский в Адмиралтейской слободе.

razvl9

Прокат самоваров на празднике в саду «Русская Швейцария»

Охотно посещались сады (или, как тогда говорили, "гулянья") в отдалении - "Русская Швейцария" (ныне ЦПКиО им. Горького) и "Аркадия" ( на берегу Дальнего Кабана). До Русской Швейцарии была доведена трамвайная ветка, а до "Аркадии" можно было добраться рейсами маленьких параходиков, ходивших по Кабану.

razvl5

Реклама сада «Аркадия»

 

razvl4

Сад «Аркадия» на Дальнем Кабане

 

Сады имели разный набор сооружений для развлечения публики. Николаевский сквер, например, был известен как место, где возводили временные балаганы чрезвычайно распространенные в то время "паноптикумы" и передвижные "музеи", где демонстрировались разного рода чудеса природы.

Расположенный неподалеку Черноозерский сад славился рестораном, едва ли не самым изысканным в городе. Причем ресторан был известен не только кухней, но и выступлениями артистов "легкого жанра". Деревянное, построенное в начале 1880-х годов по проекту архитектора В. К. Бечко-Друзина, двухэтажное здание ресторана располагалось в саду и был разобрано первым в городе пионерским отрядом под руководством первого вожатого И.Малкина.

Интересно, что ресторан освещался электричеством от собственной динамомашины задолго до появления в Казани городской электростанции.

Значительно меньшим по размерам, но весьма посещаемым был Панаевский сад. Там тоже был неплохой, судя по газетам, ресторан, хороший кегельбан и летнее концертное помещение. Привлекал к себе внимание и живописно расположенный сад "Эрмитаж" (бывший Износковский). Гораздо более непритязательными были отдаленные от города "гулянья". Отдых в Русской Швейцарии носил в основном семейный характер. Публика выезжала туда зачастую со своими самоварами и, расположившись на траве, предавалась чаепитию. Большое скопление отдыхавших не могли оставить без внимания тогдашние деятели шоу-бизнеса, и в Швецарии стали появляться балаганы с незамысловатыми платными развлечениями. А позже здесь же появляется наскоро сколоченное здание кинематографа.

Кино

  razvl8

 Кинематограф «Аполло» на Б.Проломной

Кинематограф в Казани появился, как и во многих городах России, в 1896 году и сразу же вызвал большой интерес. Сначала кинофильмы демонстрировались в садах, затем в залах. Появились первые кинотеатры, но все они или размещались в уже существовавших помещениях, приводивших- ся в соответствие с требованиями противопожарной безопасности, или же для кинематографов строились деревянные здания временного характера. Ко времени начала первой мировой войны в Казани было немало кинотеатров, но о многих из них можно было сказать строчкой из О. Мандельштама - "Кинематограф. Три скамейки" ...

Не только до революции, но и длительное время после нее кинофильмы демонстрировали в приспособленных или, в лучшем случае, реконструированных зданиях. Лишь в послевоенное время в Казани стали появляться отдельно стоящие здания кинотеатров.

Цирк и бега

 

razvl12

Афиша цирка Комаровского

 razvl13

Цирк братьев Никитиных

Нельзя не упомянуть и о таких видах развлечений, которые объединяли совершенно различные классы населения: цирк и бега.

Город с большими цирковыми традициями, Казань долгое время довольствовалась или цирками-шапито, или временными деревянными цирковыми зданиями. Это положение сохранял ось до тех пор, пока не было построено постоянный деревянный цирк братьев Никитиных в районе бывшего Банного озера. Здание его, отчасти реконструированное, просуществовало вплоть до постройки в 1967 году нового цирка близ набережной Казанки. Главное отличием старых цирковых программ от современных было в том, что в старину в цирк часто ходили смотреть на борьбу - она повышала азартность зрелища и тем самым привлекала в зрителей в цирк.

Столь же азартным зрелищем были и бега. И там мы встречаемся с архитектурным оформлением места зрелища, пусть и довольно примитивным - сколоченными из досок трибунами. Существующий казанский ипподром был сооружен не на месте старого, как часто ошибочно думают, а на значительном удалении от него: до революции ипподром располагался на нечетной стороне Оренбургского тракта, напротив городка танкового училища.

О развлечениях в старой Казани можно писать долго. Если же подвести не который итог написанному, то можно сделать очевидный вывод: в архитектуре города остались постройки, связанные с театрами или сословными клубами, старый кинематограф внес лишь несколько новых штрихов во внутренние помещения немногих зданий, все приметы садов -"гуляний" давно исчезли с лица города.

Лев Жаржевский

Читайте ранее - "В Первую мировую в Казани торговали «ночной колбасой». Все материалы рубрики «Прогулки по старой Казани» - здесь.

Новости партнеров