20.04.2024 15:34

USD

EUR

Казань

От ТатАЭС до железной дороги Казань-Челны: Топ-10 незавершенных и замороженных мегапроектов Татарстана

Экономика и бизнес 07:10, 05.10.2017

Только в прошлом году в республике к реализации было принято 111 инвестиционных проектов в разных отраслях промышленности и хозяйства. Некоторые из них – например, перевод потребителей от центральных пунктов отопления к индивидуальным, уже вовсю реализуют. Однако за всю новейшую историю Татарстана было немало грандиозных строек, которые остались лишь на бумаге или которые не довели до логического завершения. Портал «Казань24» уже писал о 5 наиболее крупных замороженных или невыполненных объектах в Казани, теперь пришла очередь рассказать о «незавершенке» в масштабах всей республики.

 

1. Татарская АЭС

татарская аэс татарстан

Вопрос о сооружении в Татарстане атомной электростанции впервые прозвучал почти 40 лет назад, еще в конце 1970-ых. Необходимость в ней возникла в связи с вводом в строй таких промышленных гигантов, как «КамАЗ», «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина» и т.д. Им потребовалось большое количество энергии, которое не могли дать ГЭС и ТЭС республики. Место под атомный объект выбрали в 50 км от Нижнекамска - в бывшем селе Камские Поляны. Ходили слухи, что АЭС должна была иметь чуть ли не 10 реакторов (крупнейшая в Европе Запорожская АЭС имеет всего шесть), на на самом деле проект строительства в Татарстане был куда скромнее.

Сдать в строй АЭС планировали в 1992 году. В 1988-м был своеобразный пик строительства - подготовлена площадка, введено много жилых домов в стремительно растущих Камских Полянах. Однако в стране начались необратимые политические и экономические процессы, а в Татарстане ситуация усугублялась массовыми протестами против строительства станции, особенно усилившимися после Чернобыльской катастрофы. В итоге решением ЦК КПСС стройку решили заморозить.

Дальнейшая судьба АЭС и поселка Камские Поляны была незавидной. В 90-е их фактически забросили. При этом, что интересно – количество населения в нем практически не убывало и в некоторые годы даже прирастало (12,1 тыс. жителей в 1989 – 15,4 тыс. жителей в 2002). Однако работы для посельчан почти не было. Руководство Татарстана не раз поднимало вопрос о продолжении строительства, поскольку объект находится на балансе республики, а не в «Росатоме» и соответственно деньги на консервацию Москва не выделяла, однако в федеральном центре эта идея понимания не находила.

В 2013 году вышло распоряжение Правительства страны, по которому намечалось сооружение двух энергоблоков ВВЭР-1200 по новому проекту. Но 3 года спустя планируемый энергоблок остался всего один, а срок пуска АЭС сдвинулся на 2030 год.

А уже в этом году стало известно, что объекта нет и в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. Сейчас замороженная АЭС опасности не представляет, поскольку ядерное топливо сюда не завозилось, остатки былого строительства и несколько "скелетов" возведённых построек привлекают разве что любителей приключений и организаторов необычных мероприятий на свежем воздухе.

2. Казино и туризм в Камских Полянах

татвегас камские поляны

Чтобы придать новый импульс зачахшему после заморозки строительства атомной станции посёлку, в Камских Полянах решили создать игорную зону. В 2006 году в России вышел закон, запрещающий играть в азартные игры везде, кроме нескольких игорных зон, и одна из них должна была появиться в этом поселке под Нижнекамском. Сооружать казино здесь начали быстро, через некоторое время город вновь запестрел яркими огнями. Но теперь не от строительных световых приборов, а от вывесок и рекламы. Играть сюда приезжали со всего Татарстана и не только. Местный бюджет вновь начал пополняться, а камполянцы наконец получили работу. Однако благополучие продлилось недолго.

Спустя 3 года вышел закон о том, что игорных зон в стране должно остаться лишь четыре. Татарстанская площадка в это число не попала. В скором времени Камские Поляны пополнили еще несколько пустующих объектов - по своему облику казино быстро стали похожи на здания недостроенной АЭС, яркие вывески стали ветшать, а поселковый бюджет – стремительно пустеть. В итоге горожане, ушедшие на большие заработки в казино, опять остались без работы, а местная инфраструктура стала быстро приходить в упадок.

Оживить посёлок пытались разными способами - например, он стал площадкой для туристических экспериментов в республике. Здесь несколько раз предлагали создать объекты для приёма гостей и хорошего времяпровождения: в частности, туристко-оздоровительный парк «Камские Поляны», который хотели сделать еще в 2008 году. Планировалось возвести вертолетные площадки, причалы для круизных судов, парки и скверы, создать условия для охоты и экстремальных видов спорта и отдыха. Однако все это осталось лишь на бумаге. Далее в Полянах хотели создать пейнтбольный клуб, чтобы любители пострелять устраивали баталии на территории недостроенной АЭС, однако, оценив ее состояние, было решено отказаться и от этой идеи - за безопасность ветхих конструкций поручиться было невозможно. Уже в последние годы здесь планировали проводить слеты байкеров и разного рода масштабные фестивали, но и эти идеи продолжения не нашли.

В 2014 году в план инвестиционных проектов республики было включено строительство туристическо-оздоровительного комплекса «Изумрудный берег». В рамках этого проекта в Камские Поляны планировали вложить 3,6 млрд. рублей, в том числе средств инвесторов – 1, 89 млрд. Этот проект должен был окупиться через 9-10 лет. Пока о каком-либо масштабном строительстве здесь ничего не известно.

3. Скоростная магистраль Казань-Набережные Челны

Картинки по запросу казань челны железная дорога

О планах по строительству железной дороги, соединившей бы два крупнейших экономических района республики, заговорили еще в советское время при строительстве Камского автогиганта. Потом эти разговоры поутихли – стране стало не до этого. Вновь эта идея возникла в 2011 году, когда появились проекты соединения Горьковской и Куйбышевской железных дорог. И сделать это предполагалось как раз с помощью отдельной ветки, связывающей Казань и Набережные Челны.

Далее проект трансформировался в составную часть высокоскоростной  магистрали Москва-Казань - Екатеринбург с остановкой в Набережных Челнах, о чем заявлял глава Минстранса Татарстана Ленар Сафин.

Первоначально предполагалось, что первые поезда по этому пути пойдут уже к ЧМ-2018 году, однако оказалось, что сроки и затраты на проект значительно больше ожидаемых. Постепенно проект ВСМ Москва-Казань перетек к вводу в строй к 2020-22 годам, а Набережные Челны из планов просто выпали. Тем более, что сейчас ряд экспертов сомневается в возможности сооружения даже этой ветки – слишком велики затраты и сомнительна хоть какая-то окупаемость в обозримом будущем. А потому пока из Казани в Автоград по-прежнему можно добраться на поезде лишь через Агрыз, примерно за 7-8 часов.

4. Поднятие уровня Нижнекамского водохранилища

Похожее изображение

Нижнекамское водохранилище возникло в 1979 году, после ввода в строй одноименной ГЭС. В результате были затоплены десятки сел и тысячи гектаров сельхозугодий – всего 78 тысяч гектаров, однако даже при таких объемах ГЭС на полную мощность не заработала. При проектной мощности уровня воды в 68 метров, фактически он остался на отметке 62-63 метра. Выйти на плановые показатели планировали к 1990 году, однако из-за массовых протестов работу пришлось приостановить. Вернулись к этому вопросу в 2001 году, когда Госсовет РТ признал утратившим силу постановление Верховного Совета ТАССР об установлении уровня воды в 62 метра. Путем соглашений с властями Удмуртии, Пермской области и Башкортостана его удалось поднять до 63, 5 метров.

Сейчас гидроузел работает лишь на треть своей мощности (450 МВт вместо 1200 по проекту). Как итог – меньше и объем вырабатываемой электроэнергии  (1,8 млрд. кВт·ч. вместо проектных 2,67 млрд. кВт·ч). Из-за малого напора на водохранилище возикает немало как экономических, так и экологических проблем. В частности, затруднено судоходство, разрушаются сооружения инженерной защиты, расширяются мелководные зоны, которые уже достигают 50% площади водохранилища вместо положенных по санитарным нормам 20%, из-за чего вода тухнет и «цветёт».

Специалисты подсчитали, что подъём уровня водохранилища до проектной отметки затопит 43 тыс. га земли в Татарстане, 13 тыс. га в Удмуртии, 15 тыс. га в Башкортостане. При этом из сельхозоборота эти земли в большей степени вывели и списали еще 20 лет назад, и они заросли кустарником и заболотились. Предстоит переселить жителей 4149 дворов, в том числе в Татарстане — 2672 дворов, Удмуртии — 1068, Башкортостане — 399 дворов, в Пермском крае — жителей 10 дворов. Уже в течение многих лет руководство Татарстана активно выступает за подъем уровня Нижнекамского водохранилища, но встречает протест властей Удмуртии, Башкортостана и Пермского края. На данный момент переговоры регионов фактически заморожены.

5. Мост через Каму в районе Мамадыша

 мост через каму мамадыш

О планах строительства еще одного моста через Каму – в районе села Соколка около Мамадыша руководство Татарстана заявляло несколько лет назад. Проект предполагал создание новой объездной дороги вокруг Нижнекамска и Набережных Челнов с мостовым переходом к трассе М-7 в районе Мамадыша. Это позволило бы направить поток транспорта из Нижнекамского промышленного узла в обход городских пробок. Планировалось, что строить его начнут в 2017-2018 годах.

Мост должен был стать основой инфраструктуры Закамья и Нижнекамско-Челнинского промышленного кластера. Сейчас она страдает во многом из-за транспортного перегруза, а отсутствие моста тормозит ее развитие. Загрузка отдельных дорог в пригородах двукратно превышает допустимую.

Прошло 4 года, а проект пока так и остался даже не на бумаге, а лишь на словах. При этом Евразийский банк развития готов был стать инвестором строительства, однако так и не получил заявки от Минтранса РТ. Банкиры просили четкого контура и масштабов финансирования строительства, однако конкретики не было.

Недавно появилась информация о том, что в проекте готова участвовать итальянская компания «Пиццаротти И.Е.». Проект стоимостью в 70 млрд. рублей с участием этой компании планировали реализовать на условиях государственно-частного партнерства. Но теперь речь идёт о том, что проезд по мосту будет платным, а конкретные сроки его возведения так и остаются туманными.

6. Платная трасса Шали-Бавлы (М-7-М-5)

Картинки по запросу шали бавлы трасса

Этот объект, как и Иннополис, вроде бы не должен быть в данном списке – строительство здесь идет давно, и даже практически по графику. Только в 2007-16 годы в сооружение трассы автомагистрали на участке Алексеевское – Альметьевск вложили 19,6 млрд. рублей.

В целом магистраль Шали – Бавлы включает четыре участка: уже используемый участок Шали – Сорочьи Горы (40 км), мост через Каму у Сорочьих Гор (14 км, вторая очередь моста также открыта в этом году); Алексеевское – Альметьевск (145 км); Альметьевск – Бавлы (95 км). Строительство всей трассы оценивается в сумму порядка 140 млрд. рублей. Два первых участка при этом уже сданы в строй.

Сама платная автомагистраль Шали – Бавлы должна стать частью транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Дорога свяжет две федеральные трассы – М7 «Волга» и М5«Урал». Сейчас работы идут на участке Алексеевское – Альметьевск. Последний участок, от Альметьевска до Бавлов еще только готовится.

Главная проблема же в том, что до сих пор в Росавтодоре не решили – куда дальше выводить трассу: с одной стороны — то ли на Нижний Новгород, то ли на Вологду, с другой — то ли на Оренбург, то ли на Башкирию. Именно это мешает оценить перспективы платной трассы в полной мере. А создателям татарстанского участка остаётся только посочувствовать - возможно, им ещё долго придётся быть чуть ли не единственными энтузиастами гигантского трансконтинентального проекта.

 

7. Татсталь

Картинки по запросу татсталь завод

О том, что Татарстану необходимо собственное сталелитейное производство, в республике говорили и думали давно. В 2009 году казалось, что идея близка к воплощению – именно тогда объявили о начале строительства металлургического завода ЗАО «Татсталь» в Лениногорском районе. Объявили – но два года о нем ничего слышно не было. В 2011 году возобновить проект пытался уральский бизнесмен Николай Максимов. Однако, скоро в его отношении возбудили два уголовных дела - о преднамеренном банкротстве и незаконном выводе средств. В итоге ему стало не до возведения завода.

К тому времени уже заложили фундаменты двух цехов, частично подвели дороги, закупили часть оборудования – во все это инвесторы из принадлежавшей Максимову ЗАО «Макси-инвест» вложили более 1,24 млрд. рублей. Завершить работы планировали в 2012 году. Ожидалось, что завод будет получать 36 млрд. рублей годовой выручки и обеспечит работой полторы тысячи человек. Однако, по уже указанным выше причинам в том же 2012 году строительство «Татстали» было заморожено на неопределенный срок, а сам объект выставлен на продажу. Сейчас о грандиозных планах напоминает, пожалуй, лишь одноименный пункт приема металлолома в Казани.

8. Свинокомплекс «Камский бекон» в Мензелинском районе

Картинки по запросу камский бекон

Этот амбициозный проект по выращиванию свиноматок в Мензелинском районе за свою недолгую историю успел стать камнем преткновения в отношениях местных жителей, районных властей, инициаторов строительства и руководства республики.

Планы по возведению компания «Камский бекон» озвучивала, действительно, впечатляющие. Здесь хотели построить селекционно-генетический центр на 3800 голов, а потом и свинокомплекс на 7560 свиноматок. Предполагалось, что, благодаря реализации проекта, будет создано 250 рабочих мест, ВРП района удвоится до 7 млрд. рублей, а деревня Коноваловка, рядом с которой и хотели построить комплекс, ежегодно будет получать 2 млн. рублей налогами.

Однако местных жителей проект просто возмутил. Мусульмане посчитали оскорблением соседство с грязным по Корану животным, жители района иной веры убеждали в том, что свинокомплекс принесет непоправимый ущерб здешней окружающей среде. Письменные жалобы пошли в Администрацию Президента России, Минприроды, Росприроднадзор, Президенту Рустаму Минниханову. В итоге мензелинцы, как уже писал «Казань24»,  вручили свою петицию приехавшему на районную сессию главе парламента республики Фариду Мухаметшину.

В итоге вопрос строительства в селе Коноваловка силами местных депутатов был снят с рассмотрения. Тем более, что скандал в районе вышел нешуточный и местные власти судя по всему не захотели раздувать его далее.

А уже в сентябре Арбитражный суд РТ поддержал позицию местных властей, отказав «Камскому бекону» в возведении комплекса на территории Мензелинского района. Пока о дальнейших планах предприятия, которое считается «дочкой» «Акибанка» ничего не слышно.

9. Свияжский мультимодальный логистический центр

Картинки по запросу свияжский мультимодальный логистический центр

Данный проект в полной мере можно назвать самым вялотекущим. О его создании было объявлено еще в начале 21-го века, а сами работы начались в 2007 году.

Центр должен был объединить железнодорожные, речные и автомобильные пути и стать ключевым транспортным узлом на пути из Европы в Китай - по крайней мере, подавали проект именно так. Однако СММЛЦ сильно не везло с резидентами и инвесторами – созданные под эти цели компании обанкротились, в итоге единственным якорным инвестором остался «Татфлот».

Долгое время было неясно и то, кто будет управлять новой структурой. Изначально власти республики планировали выделить СММЛЦ в особую экономическую зону, но сделать это не получалось. Потом было предложено присоединить его к соседнему ОЭЗ «Иннополис», но дело в том, что изначально этот объект все же был скорее промышленным, а не инновационным. Потому в итоге было решено отдать центр в подчинение ОЭЗ «Алабуга».

Сейчас в проект уже вложено более 20 миллиардов рублей из которых 12 миллиардов – деньги частных инвесторов, 8 миллиардов - республиканского и федерального бюджета.

Сейчас здесь полностью выполнен гидронамыв территории, обеспечено электроснабжение площадки, модернизировано оборудование железнодорожной станции "Свияжск", закончено строительство причальной стенки, подъездных железнодорожных путей, автомобильной дороги с транспортной развязкой, соединяющей центр с федеральной трассой М-7 "Волга". На территории СММЛЦ также есть противорадиационное укрытие на 600 человек.

Далее здесь планируют построить портовые, контейнерные и складские зоны, стоянки для грузового транспорта, комплексы техобслуживания и административно-сервисный центр. По плану, к 2020 году на Свияжский ММЛЦ переориентируют более 25% грузопотоков, к 2030 году - более 40%.

Управлять активами, возведенными на частные деньги, возможно, будет турецкая компания «Гебзе», то, что сделано на государственные средства – ОЭЗ «Алабуга». При этом важным остаётся вопрос, позволит ли федеральный центр отдать такой лакомый кусок бизнесу из южной страны, насколько все это реально в нынешних кризисных условиях и каковы на самом деле будут объемы вложений турецких партнеров. Пока турки заявляют о том, что готовы привлечь в Татарстан и на СММЛЦ крупных инвесторов, но позволит ли это ускорить его сооружение – большой вопрос.  

10. Быстрое развитие Иннополиса

иннополис

Оговоримся сразу - Иннополис никак нельзя отнести к нереализованным проектам. Это хороший пример того, как в новой России, вспоминая опыт Советского Союза, смогли с нуля построить абсолютно новый город, и не только построить, но и наполнить его жизнью. Однако пока Иннополис растёт совсем не теми темпами, которые планировали создатели.

Первый в новейшей истории России инновационный город был торжественно открыт два года назад. Планы были озвучены большие – предполагалось мало- и многоэтажное строительство, сооружение крупного торгового центра (площадью в 9000 кв.м.), весьма вместительной школы, технопарка, гостиницы и прочих объектов – с общим объемом инвестиций больше 26 миллиардов рублей. Всего здесь должно было уже в первые 5 лет проживать до 50 тысяч человек, с последующим увеличением до 155 тысяч. В 2012 году в Иннополис заложили первую капсулу, а в 2015-м Рустам Минниханов и Дмитрий Медведев торжественно открыли новый город. Однако пока в Иннополисе официально живет (прописаны) лишь чуть более 100 человек, а ещё чуть больше 2 тысяч лишь арендуют здесь жилье на время обучения или рабочего контракта, и, судя по всему, как и бывший мэр города Егор Иванов (покинувший Иннополис сразу после ухода с поста) долгосрочных перспектив с инновационным городом не связывают. Хотя для достойной жизни в инно-городе есть многое: школа, университет, кафе, супермаркет, неподалеку горнолыжний центр и гольф-клуб... Похоже, пока немногие потенциальные компании-резиденты видят весомые преимущества размещения в IT-столице Поволжья.

Тимур Хасанов

Фото: wikipedia.org, kazned.ru, kazanreporter.ru, water-rf.ru, ИнформКурьер, kazanfirst.ru, president.tatarstan.ru, Татфлот

Новости партнеров